Дата публикации: 08.02.2024

Государственное управление в области обороны на современном этапе развития Российской Федерации

Аннотация

В представленной статье рассматриваются актуальные вопросы осуществления государственного управления в области обороны. Авторы обращают внимание на крайне нестабильное состояние международных отношений, обусловленное острыми военными конфликтами. Сформулировано доктринальное определение организации обороны на основе критического анализа мнений отечественных ученых. Авторами выделены наиболее характерные черты государственного управления в области обороны. Кроме того, в статье обозначены возможные варианты организационных изменений в области государственного управления обороной на современном этапе.




В любую историческую эпоху для государства и его граждан существовала необходимость защиты Отечества от различных военных угроз. Для Российской Федерации с ее протяженными границами, постоянно сложной обстановкой в геополитической сфере на многих граничащих с другими государствами территориях оборона всегда есть и будет одним из самых важных направлений в деятельности публичных органов власти и военного управления. Так было и в Гражданскую войну, когда 16 стран Антанты поддерживали «белое движение», так и сейчас, когда более 30 стран поставляют вооружение в Украину во время проведения специальной военной операции Российской Федерации.

Важной чертой обороны государства, которая отличает ее от других областей, связана не только с суверенитетом, целостностью и неприкосновенностью территорий в рамках проведения международной внешней политики и поддержания отношений с зарубежными странами, является то, что в оборонительной сфере возможно применение военной силы либо подготовка к ее применению.

Следует вспомнить опыт истории, который показывает нам, что большая часть межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, а также войн последнего десятилетия, разрешались, как правило, не только с помощью применения военной силы и угрозой силой, но и с помощью политических и дипломатических средств. Однако конфликтующие стороны в большинстве случаев применяли вооруженные силы и вели боевые действия. Следовательно, несмотря на возрастание политических и экономических, социальных и психологических факторов в международных отношениях, военная сила и ее применение в большинстве случаев остаются необходимым атрибутом и условием в разрешении конфликтов (Афганистан, Йемен, Ливия, Судан, Того и др.). 

Список литературы

1. Глухов Е.А. Правовые аспекты управления организационным взаимодействием в сфере обороны и военной безопасности / Е.А. Глухов // Lex russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 11. С. 42–54.
2. Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения : монография / О.В. Зиборов. Москва : Московский университет МВД России, 2018. 272 с.
3. Кабаченко А.М. Военная организация РФ : учебное пособие / А.М. Кабаченко. Москва : МГИМО МИД России, 2018. 560 с.
4. Корякин В.М. Военно-административное право : учебник / В.М. Корякин. Москва : Юстиция, 2019. 400 с.
5. Попов Л.Л. Военное право : учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. Москва : Юристъ, 2008. 575 с.
6. Россинский Б.В. Административно-правовые основы государственного управления в России. Системные подходы : монография / Б.В. Россинский. Москва : Норма, 2020. 168 с.

Остальные статьи