О некоторых вопросах правового статуса научных работников в Российской Федерации: сквозь призму учений профессора В.М. Манохина
Аннотация
Исследование трудов профессора Василия Михайловича Манохина позволило выявить ряд тезисов, актуальных и по сегодняшний день в вопросе регулирования правового статуса научных работников в Российской Федерации. Рассматривая данную категорию лиц сквозь призму законодательства о государственной службе, определены текущие проблемы и предложено авторское решение.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 02/2024 |
Страницы | 26-28 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-2-26-28 |
Колоссальное влияние на развитие науки административного права оказал Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор Василий Михайлович Манохин. Героически пройдя сквозь ужасы Великой Отечественной войны и заняв затем прочное место в рядах советской профессуры, Василий Михайлович на фоне значительных пробелов в законодательстве того времени разработал ряд научных трудов, с одной стороны, заполнивших эти пробелы, а с другой — заложивших основу современного административного права России. В этой связи осмысление того наследия, которое оставил в своих трудах В.М. Манохин, продолжается до сих пор, так как сегодня, в эпоху вызовов и перемен, фундаментальные труды классиков советского и российского права не только сохраняют актуальность, но и помогают определить вектор дальнейшего развития правотворческой и правоприменительной политики.
Не стала исключением и научно-техническая политика, системообразующим звеном которой выступает научно-педагогический работник, правовой статус которого по-прежнему нуждается в значительном совершенствовании. Прежде всего, здесь следует сказать о неразрывной связи науки и высшего образования, где одно формирует и обеспечивает другое. В любой области знаний учебный процесс выстроен на основе научных достижений и разработок. И, в свою очередь, именно высшее, профессиональное образование обеспечивает воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, на чем был сделан значимый акцент в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Как отметил В.М. Манохин, «развитие культуры, науки, искусства во всенародном масштабе должно опираться на достаточно высокий общеобразовательный уровень населения. Совершенно очевидно, что и для развития народного хозяйства, обеспечения обороны страны, особенно в современных условиях, народное образование играет первостепенную роль». Примечательно, что, несмотря на то что приведенная публикация датируется 1968 г., ее процитированный фрагмент актуален даже в части отсылки к «современным условиям» и указывает на перманентную государственную значимость эффективной образовательной политики.