Правовые последствия квалификации нескольких товарных знаков в качестве серии
Аннотация
В статье анализируется методология Роспатента и актуальная практика российских арбитражных судов по признанию нескольких товарных знаков в качестве компонентов единой серии регистраций и дается краткое сравнение с подходом, принятым в Великобритании. Автор рассматривает все правовые последствия такой квалификации в контексте споров о нарушении и о существовании исключительного права на товарный знак.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 02/2024 |
Страницы | 87-98 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-2-87-98 |
Производители популярных товаров пользуются всеми возможностями кумулятивной охраны упаковки, логотипа или формы изделия. Так, отдельные запоминающиеся элементы (рисунки, слова, композиционное решение) регистрируются в качестве нескольких товарных знаков либо с использованием различных правовых режимов (плоскостной товарный знак, объемный товарный знак, промышленный образец и т.д.). Зачастую доминирующие части марки, индивидуализирующие товар в первую очередь, повторяются в нескольких товарных знаках правообладателя. У такой стратегии защиты бренда есть три объективных предпосылки.
Во-первых, словесный товарный знак в стандартном шрифтовом исполнении всегда имеет более широкий объем правовой охраны, нежели комбинация слова и различных рисунков («логотип»). В случае нарушения права на словесный знак ответчик не может успешно возражать против иска с опорой на различия в общем зрительном впечатлении, если используемое им слово идентично зарегистрированному словесному товарному знаку. Поэтому стандартной практикой является защита упаковки через регистрацию словесного и комбинированного товарных знаков с одним и тем же названием в составе.
Второй причиной для повторения индивидуализирующих элементов знака в нескольких регистрациях служит выпуск нескольких линеек товаров под зонтичным брендом с использованием похожих упаковок, например, для изделий с разными вкусами или для разных групп потребителей. Такая «родственная» маркировка может отличаться цветом, рисунками, взаимным расположением элементов, однако все обозначения группы объединяются общей доминантой и воспринимаются покупателями как указание на единый источник происхождения товара. В некоторых правопорядках (Австралия, Великобритания, Таиланд, Сингапур, ОАЭ и т.д.) разрешается подавать на регистрацию товарного знака сразу несколько незначительно отличающихся друг от друга обозначений, объединенным общим индивидуализирующим элементом, что позволяет существенно экономить на пошлинах.