Дата публикации: 15.02.2024

Правовые последствия квалификации нескольких товарных знаков в качестве серии

Аннотация

В статье анализируется методология Роспатента и актуальная практика российских арбитражных судов по признанию нескольких товарных знаков в качестве компонентов единой серии регистраций и дается краткое сравнение с подходом, принятым в Великобритании. Автор рассматривает все правовые последствия такой квалификации в контексте споров о нарушении и о существовании исключительного права на товарный знак.




Производители популярных товаров пользуются всеми возможностями кумулятивной охраны упаковки, логотипа или формы изделия. Так, отдельные запоминающиеся элементы (рисунки, слова, композиционное решение) регистрируются в качестве нескольких товарных знаков либо с использованием различных правовых режимов (плоскостной товарный знак, объемный товарный знак, промышленный образец и т.д.). Зачастую доминирующие части марки, индивидуализирующие товар в первую очередь, повторяются в нескольких товарных знаках правообладателя. У такой стратегии защиты бренда есть три объективных предпосылки.

Во-первых, словесный товарный знак в стандартном шрифтовом исполнении всегда имеет более широкий объем правовой охраны, нежели комбинация слова и различных рисунков («логотип»). В случае нарушения права на словесный знак ответчик не может успешно возражать против иска с опорой на различия в общем зрительном впечатлении, если используемое им слово идентично зарегистрированному словесному товарному знаку. Поэтому стандартной практикой является защита упаковки через регистрацию словесного и комбинированного товарных знаков с одним и тем же названием в составе.

Второй причиной для повторения индивидуализирующих элементов знака в нескольких регистрациях служит выпуск нескольких линеек товаров под зонтичным брендом с использованием похожих упаковок, например, для изделий с разными вкусами или для разных групп потребителей. Такая «родственная» маркировка может отличаться цветом, рисунками, взаимным расположением элементов, однако все обозначения группы объединяются общей доминантой и воспринимаются покупателями как указание на единый источник происхождения товара. В некоторых правопорядках (Австралия, Великобритания, Таиланд, Сингапур, ОАЭ и т.д.) разрешается подавать на регистрацию товарного знака сразу несколько незначительно отличающихся друг от друга обозначений, объединенным общим индивидуализирующим элементом, что позволяет существенно экономить на пошлинах.

Список литературы

1. Истомин И.И. Требование единства промышленного образца. Обзор практики патентных ведомств / И.И. Истомин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2023. № 4. С. 54–67.
2. Слободян С.А. Противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали как основание отказа в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака / С.А. Слободян // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020.
3. Слободян С.А. Противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали как основание отказа в государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака / С.А. Слободян // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020.

Остальные статьи