К вопросу о юридической ответственности за нарушение корпоративных прав
Аннотация
В статье рассматривается природа корпоративных отношений, а также такое правовое явление, как корпоративная ответственность в качестве особого вида юридической ответственности; рассмотрены особенности категории корпоративной ответственности, а также предпринята попытка формулирования корпоративной ответственности как отдельной дефиниции. Актуальность разработки темы обусловлена внедрением во втором десятилетии XXI в. новелл в понятийный аппарат гражданского законодательства РФ о юридических лицах («корпорация», «корпоративные права», «корпоративные организации») и необходимостью формулирования неразмытых оснований корпоративной ответственности при одновременном ее обособлении от иных видов юридической ответственности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 02/2024 |
Страницы | 69-86 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-2-69-86 |
Введение. Дефиницию «корпоративной ответственности» пока еще невозможно встретить в российском законодательстве, а вне научных кругов под упомянутым явлением понимается, скорее, некая социальная ответственность бизнеса по благотворительной поддержке спорта, культуры и незащищенных групп населения. Тем не менее сами корпоративные отношения, равно как и юридическая ответственность за нарушение корпоративных прав, фактически существуют уже продолжительное время, как минимум с начала эпохи становления рыночной экономики в России. Проблема надлежащего понимания кроется не только в том, что сам термин «корпорация» и ряд его производных относительно недавно введены в гражданско-правовой оборот, но и в относительно непродолжительном периоде разработки этого вида юридической ответственности (как отдельной правовой категории) со стороны научного сообщества.
Из современных ученых вопросами корпоративной ответственности занимались И.С. Шиткина, В.А. Лаптев, Е.А. Суханов, А.Е. Молотников и другие. Наиболее целенаправленно и системно категорию корпоративной ответственности разрабатывал О.В. Гутников в своей докторской диссертации 2019 г., которому, безусловно, принадлежит приоритет в разработке понятия.
Полагаем, что в современном быстро изменяющемся мире крайне важно правильно сформировать новые знания и понятия, а также придать им надлежащее терминологическое выражение. Хорошая понятийно-терминологическая разработка имеет фундаментальное значение для обеспечения теоретической состоятельности и практической применимости новых знаний и понятий. Обратимся к природе корпоративных отношений.