Страхование ответственности контролирующих лиц как средство минимизации правовых рисков
Аннотация
При рассмотрении темы страхования ответственности членов органов управления юридического лица и его должностных лиц (ключевых сотрудников), известное также как страхование D&O, совсем не уделяется внимание такому потенциально возможному правовому средству минимизации правовых рисков контролирующих лиц, как страхование их имущественной ответственности. В данном случае можно говорить о страховании лиц, имеющих фактическую возможность определять действия юридического лица (п. 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ), а также контролирующих должника лиц (ст. 61.10 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В статье рассмотрено предложение Минэкономразвития России о закреплении в Гражданском кодексе и в специальных законах права юридического лица за свой счет застраховать ответственность фактически контролирующих лиц, а также аргументы Совета при Президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства против такой инициативы. Выражена авторская позиция относительно возможности страхования ответственности контролирующих лиц.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 02/2024 |
Страницы | 56-68 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-2-56-68 |
Страхование ответственности членов органов управления юридического лица (известное в мировой практике как Directors & Officers Liability Insurance, сокращенно именуемое «страхование D&O») широко распространено в иностранных юрисдикциях и в некоторых странах законодательно регламентировано. Чего нельзя сказать о России — страхование ответственности членов органов управления до сих пор не нашло своего закрепления в законе, хотя и используется на практике. В настоящий момент в России услуги по страхованию D&O оказывают, в частности, такие крупные страховщики, как АО «СОГАЗ», СПАО «Ингосстрах», «Совкомбанк Страхование» (АО), ООО СК «Сбербанк страхование», АО «АльфаСтрахование».
Страхование D&O позволяет защитить от риска последствий предъявления требований о возмещении убытков лицами, уполномоченными выступать от имени юридического лица, членами коллегиальных органов управления (п. 1, 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса РФ), а также от риска расходов, понесенных в связи со взысканием таких убытков. На практике также страхуют риск ответственности и иных ключевых управленцев (должностных лиц), например, заместителей генерального директора, главного бухгалтера, финансового директора. При этом необходимо понимать, что данный вид страхования не охватывает случаи умышленных противоправных действий. На случай умышленного нарушения должно блокироваться условие договора страхования об исключении регресса7