Дата публикации: 08.02.2024

Деятельность таможенной службы России по пресечению и профилактике таможенных преступлений: текущее состояние и пути совершенствования

Аннотация

Национальная безопасность, развитие отраслей народного хозяйства и эффективность международных внешнеторговых отношений Российской Федерации (РФ) во многом зависит от качества функционирования институциональной системы таможенных органов. Таможенная служба РФ выполняет ряд функций: фискальную, регулятивную, контрольную, правоохранительную и др. На сегодняшний день ввиду развития глобальных рыночных отношений и расширения международных экономических связей России возрастает риск таможенных правонарушений, связанных с неуплатой таможенных платежей и налогов в государственный бюджет РФ, пересечением таможенной границы Евразийского экономического союза товаров, ограниченных и (или) запрещенных к ввозу (вывозу) и др. В статье авторами представлены основные положения Уголовного кодекса РФ в части таможенных преступлений, проанализирована статистика правонарушений уголовного характера в сфере таможенного дела и рассмотрены инструменты по выявлению и дальнейшему пресечению и профилактике.




В настоящее время кодификация таможенных правоотношений осуществляется на национальном и международном уровнях. Нарушение таможенного законодательства в Российской Федерации (далее — РФ) связано с нарушением норм, изложенных в нормативно-правовых актах (далее — НПА) России и Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), а также в иных международных договорах и актах. На сегодняшний день таможенное дело в РФ регулируется нормами Таможенного кодекса ЕАЭС и ФЗ № 289 «О таможенном регулировании…», поскольку в данных НПА наиболее полно изложена информация о правах и обязанностях таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД), а также ключевых особенностях таможенного контроля и оформления товаров и др. Стоит отметить, что таможенные правонарушения (далее — ТПН) имеют признаки латентности и многообъектности. ТПН зачастую совершаются в процессе осуществления ВЭД и представляют собой угрозу общественному благосостоянию и национальной безопасности России. Это обусловлено тем, что в результате совершения тех или иных ТПН увеличивается риск неуплаты (недоуплаты) денежных средств в государственную казну, на отечественный рынок РФ ввозятся запрещенные и (или) ограниченные к ввозу, а также фальсифицированные, в том числе контрафактные товары, незаконным путем вывозятся культурные и валютные ценности, а также стратегически важные товары (лесоматериалы, драгоценные металлы и др.) и ресурсы (нефть и нефтепродукты, природный газ, рыба и моллюски и др.).

На территории России ТПН, совершенные сотрудниками таможенных органов, субъектами ВЭД (физическими и юридическими лицами) и иными субъектами, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела, регулируются нормами административного и уголовного законодательства. Следует заметить, что ТПН уголовного характера причиняют наибольший ущерб национальной экономике России и эффективности ВЭД, а также являются наиболее значительной угрозой общественным отношениям в разных сферах жизнедеятельности. Следует заметить, что совершение ТПН уголовного характера часто взаимосвязано с процессом таможенного декларирования, поскольку в процессе подачи декларации на товары ВЭД-участники могут указать недостоверные сведения либо неверный код товара с целью занизить таможенную стоимость и избежать уплаты той или иной суммы таможенных платежей или перевезти запрещенные (ограниченные к ввозу и (или) вывозу) товары.

Список литературы

1. Афонина К.Д. Применение информационных систем для предупреждения правонарушений и преступлений в таможенной сфере // Бюллетень инновационных технологий. 2018. Т. 2. № 1 (5). С. 59–62.
2. Коварда В.В. Совершенствование системы таможенного контроля посредством ее перспективной цифровизации в рамках развития системы обеспечения экономической безопасности России / В.В. Коварда, Р.А. Лаптев // Вестник Евразийской науки. 2020. № 4. С. 1–21.

Остальные статьи