Дата публикации: 08.02.2024

Новое в таможенном законодательстве ЕАЭС

Аннотация

Поскольку основой российского таможенного законодательства является законодательство Евразийского экономического союза, рассматриваются тенденции развития союзного законодательства; его роль в кооперации производителей государств — членов Союза в целях экономического подъема в этих государствах, в обеспечении социально значимыми товарами населения Союза, усилении требований к их безопасности, в защите прав участников ВЭД и обеспечении интересов государств в части сбора таможенных платежей. Обращается также внимание на проблемы, препятствующие союзной интеграции.




Таможенное законодательство в условиях перехода на рыночную экономику и встраивания России в международную систему торговли с момента своего создания на новых принципах и институтах и до настоящего времени постоянно совершенствуется. Не были исключением и последние годы, тем более в условиях усилившегося в связи со специальной военной операцией (далее — СВО) санкционного давления стран Запада на Россию. Сейчас внимание законодателя приковано к противодействию этим санкциям и сохранению внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) России и других стран Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), что требует адаптации таможенного законодательства как основного регулятора ВЭД к новым вызовам и угрозам.

ЕАЭС — проект, привлекательный для многих стран. Постоянно расширяется перечень стран, участвующих в данном интеграционном проекте. Союз заключал соглашения с другими странами о зоне свободной торговли. Например, 29 мая 2015 г. было заключено такое соглашение между ЕАЭС и Вьетнамом. 25 октября 2019 г. — между ЕАЭС и Сербией. В частности, соглашение предусматривает, что стороны не применяют таможенные пошлины и любые сборы, имеющие эквивалентный таможенным пошлинам эффект, в отношении ввоза или в связи с ввозом товаров, происходящих с территории одной из сторон. Подписан Протокол к «Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Исламской Республикой Иран с другой стороны» от 17 мая 2018 г. Временно применяется Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о гармонизации таможенного законодательства сторон и сотрудничестве в таможенной сфере 2022 г. Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: информационное взаимодействие и обмен; функционирование Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций; совместный таможенный контроль; взаимодействие мобильных групп таможенных органов сторон и др. Представляется, что такое соглашение может стать примером для усиления интеграции в рамках всего ЕАЭС.

Список литературы

1. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза : учебник / С.Ю. Кашкин. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2012. 1119 с.
2. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенном регулировании в условиях функционирования Евразийского экономического союза : монография / Л.И. Александрова, Т.А. Диканова, Т.Ю. Изгагина [и др.]. Москва : Проспект, 2022. 240 с.

Остальные статьи