Дата публикации: 08.02.2024

Начисление процентов на излишне взысканный утилизационный сбор

Аннотация

Отечественным законодательством предусматривается платеж за утилизацию товара, носящий название «утилизационный сбор» и являющийся элементом системы обязательных платежей, налогов и сборов. Утилизационный сбор — это обязательный платеж, который взимается с производителя, экспортера, импортера или покупателя транспортного средства при ввозе или вывозе транспорта в Россию или с территории государства. Утилизационный сбор взимается единовременно, включается в стоимость транспортного средства. Законодатель определяет, что утилизационный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство, каждую самоходную машину, каждый прицеп. Денежные средства утилизационного сбора направлялись на обеспечение экологической безопасности и защиты здоровья населения от вредного воздействия, оказываемого эксплуатируемыми транспортными средствами с учетом технической характеристики транспортного средства и его износа. Актуальность выбранной темы заключается в том, что долгое время этот вопрос решался однозначно: на излишне взысканный утилизационный сбор не начислялись проценты. 8 ноября 2022 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что такой подход не верен и не соответствует конституционным положениям. В связи с этим возникает вопрос о новых правилах возврата излишне взысканного утилизационного сбора. Ответ на этот вопрос дается на основании положений нормативных актов и материалов судебной практики. Основным методом познания в данном исследовании выступает метод ретроспективного анализа, который применяется для исследования ранее действовавшего порядка взыскания излишне уплаченного утилизационного сбора.




Общие правовые основания для утилизационного сбора за самоходные машины, ввозимые в Россию, установлены Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ). В части 1 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ законодатель устанавливает, что с каждого прицепа, с каждого колесного транспортного средства, с каждой самоходной машины взимается утилизационный сбор. В соответствии с ч. 2 ст. 24.1 Закона № 89-ФЗ процессуальные нормы, связанные с взиманием утилизационного сбора на транспортные средства, разрабатываются и вводятся в действие Правительством Российской Федерации.

Действующее постановление Правительства РФ регулирует три основных сегмента государственной деятельности с утилизационными сборами на транспортные средства: устанавливается перечень видов транспортных средств, в стоимость которых входит утилизационный сбор; разработан Порядок взимания утилизационного сбора, способы его оплаты и алгоритм возврата излишне уплаченного сбора; определены формулы, по которым рассчитывается утилизационный сбор на транспортное средство.

Подобное постановление было вынесено Правительством РФ в 2013 г., но утилизационный сбор взыскивается с колесных транспортных средств и прицепов к ним.

Список литературы

1. Дзансолова А.А. Утилизационный сбор через призму его природы и проблем правоприменения / А.А. Дзансолова // Евразийское научное объединение. 2020. № 10–5 (68). С. 351–355.
2. Кондрашова А.В. О некоторых вопросах возврата таможенными органами излишне уплаченного утилизационного сбора / А.В. Кондрашова // Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России. 2019. № 3 (14). С. 106–108.
3. Худжатов М.Б. Актуальные проблемы уплаты утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию / М.Б. Худжатов // Маркетинг и логистика. 2019. № 5 (25). С. 63–70.

Остальные статьи