Как и почему «человейники» разрушают социальный комфорт мегаполисов?
Аннотация
Проблема строительства жилых массивов в крупных российских городах в виде так называемых «человейников» в результате концентрации высокоэтажных многоквартирных домов (МКД), возникшая спустя несколько лет после распада СССР в 1991 г., с каждым годом все более и более обостряется. МКД возводятся часто с нарушением действующих строительных норм и правил, практически во всех новых жилых комплексах недостает необходимых объектов социальной инфраструктуры (прежде всего детсадов, школ, поликлиник), что при отсутствии достаточных мест для личных автомашин жильцов создает условия дискомфортного проживания в МКД. Такой подход не соответствует современным представлениям о комфортной жизни людей в крупных городах, в том числе не учитывается такой важнейший фактор, как внутренняя массовая миграция (отток жителей из северных и восточных районов страны).
Тип | Статья |
Издание | Градостроительное право № 01/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2500-0292-2024-1-15-18 |
Проблема городской урбанистики в контексте возведения высотных МКД в городах-мегаполисах все активнее обсуждается в научной литературе, при этом многие авторы высказывают обеспокоенность негативными последствиями такой градостроительной политики, приобретающими неконтролируемый характер. Так, Д. Волкова указывает на то, что современные городские новостройки «стигматизируются: “гетто” и “человейники” становятся образом среды плохого типа, непригодной для развивающегося города» . По мнению Л.А. Чернышевой, возведение человейников означает одновременно процесс «геттоизации» соответствующей территории. Ю.В. Грицков пишет о том, что искусственная городская среда «необратимо извращает архетипические программы поведения, превращая их в инструменты отчуждения человека от себя самого» . Такого рода оценок немало.
Вместе с тем, как нам представляется, в трудах по современной городской урбанистике явно в недостаточной мере затрагивается такой фактор, как внутренняя миграция российского населения. В этом контексте следует заметить, что на системном уровне миграционные процессы стали регулироваться с XIX в., когда предлагались стимулы, побуждающие людей переезжать на постоянное место жительства в отдаленные районы (например, переселение крестьян в Сибирь в рамках столыпинских реформ). Такой подход в целом был сохранен в Советском государстве. Так, индустриализация советского периода способствовала активному освоению Дальнего Востока, росту численности населения, увеличению уровня жизни в регионе . Соответственно, в отдаленных районах по мере увеличения населения появлялись новые города, которые с конца 1950-х годов стали застраиваться 4‒5-этажными «хрущевками» с незамысловатой архитектурой, но с просторными территориями городских микрорайонов и необходимой инфраструктурой (детсады, школы, поликлиники, спортплощадки, дома культуры и др.). Такая инфраструктура была типовой и обеспечивалась централизованностью советской экономики, когда строительные государственные организации работали по предварительно утверждаемым планам, а их деятельность регулировалась местными комитетами КПСС и местными Советами, соответственно, отклонения от тех же генпланов исключались.