Дата публикации: 08.02.2024

Как и почему «человейники» разрушают социальный комфорт мегаполисов?

Аннотация

Проблема строительства жилых массивов в крупных российских городах в виде так называемых «человейников» в результате концентрации высокоэтажных многоквартирных домов (МКД), возникшая спустя несколько лет после распада СССР в 1991 г., с каждым годом все более и более обостряется. МКД возводятся часто с нарушением действующих строительных норм и правил, практически во всех новых жилых комплексах недостает необходимых объектов социальной инфраструктуры (прежде всего детсадов, школ, поликлиник), что при отсутствии достаточных мест для личных автомашин жильцов создает условия дискомфортного проживания в МКД. Такой подход не соответствует современным представлениям о комфортной жизни людей в крупных городах, в том числе не учитывается такой важнейший фактор, как внутренняя массовая миграция (отток жителей из северных и восточных районов страны).




Проблема городской урбанистики в контексте возведения высотных МКД в городах-мегаполисах все активнее обсуждается в научной литературе, при этом многие авторы высказывают обеспокоенность негативными последствиями такой градостроительной политики, приобретающими неконтролируемый характер. Так, Д. Волкова указывает на то, что современные городские новостройки «стигматизируются: “гетто” и “человейники” становятся образом среды плохого типа, непригодной для развивающегося города» . По мнению Л.А. Чернышевой, возведение человейников означает одновременно процесс «геттоизации» соответствующей территории. Ю.В. Грицков пишет о том, что искусственная городская среда «необратимо извращает архетипические программы поведения, превращая их в инструменты отчуждения человека от себя самого» . Такого рода оценок немало.

Вместе с тем, как нам представляется, в трудах по современной городской урбанистике явно в недостаточной мере затрагивается такой фактор, как внутренняя миграция российского населения. В этом контексте следует заметить, что на системном уровне миграционные процессы стали регулироваться с XIX в., когда предлагались стимулы, побуждающие людей переезжать на постоянное место жительства в отдаленные районы (например, переселение крестьян в Сибирь в рамках столыпинских реформ). Такой подход в целом был сохранен в Советском государстве. Так, индустриализация советского периода способствовала активному освоению Дальнего Востока, росту численности населения, увеличению уровня жизни в регионе . Соответственно, в отдаленных районах по мере увеличения населения появлялись новые города, которые с конца 1950-х годов стали застраиваться 4‒5-этажными «хрущевками» с незамысловатой архитектурой, но с просторными территориями городских микрорайонов и необходимой инфраструктурой (детсады, школы, поликлиники, спортплощадки, дома культуры и др.). Такая инфраструктура была типовой и обеспечивалась централизованностью советской экономики, когда строительные государственные организации работали по предварительно утверждаемым планам, а их деятельность регулировалась местными комитетами КПСС и местными Советами, соответственно, отклонения от тех же генпланов исключались.

Список литературы

1. Белоусов Н. ДОМ.РФ: на долю однокомнатных квартир в России приходится более половины жилья в новостройках / Н. Белоусов // Единый ресурс застройщиков. 2021. 11 мая.
2. Боглаев В. Куда зовут Россию олигархи. О чем на самом деле был форум ВТБ / В. Боглаев // YouTube. URL: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=LIVR60mDdOE" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=LIVR60mDdOE</a> (дата обращения: 15.12.2023).
3. Волкова Д. Человеко-метры, потребители, «правильные» и «неправильные» жители: репрезентация горожанина в дискурсе о новых жилых районах Москвы / Д. Волкова // Социологическое обозрение. 2021. № 3. С. 215–243.
4. Газизуллина Э.И. Российская экономика в 1990-е гг.: применение западных моделей управления / Э.И. Газизуллина // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 4. С. 14.
5. Гамарник Я.Б. Советская колонизация ДВО / Я.Б. Гамарник // Экономическая жизнь Дальнего Востока. 1925. № 9. С. 3–8.
6. Грицков Ю.В. Архетипические образы в конструировании городской идентичности / Ю.В. Грицков // Вестник Омского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (25). С. 12–14.
7. Дубинина Н.И. О проектах социально-экономического развития Дальнего Востока в 1920–30-е годы / Н.И. Дубинина // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. № 4 (57). С. 111–118.
8. Запорожец О.Н. Власть надежд: отстаивание инфраструктуры в новых городских районах / О.Н. Запорожец, Я.А. Багина // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 10. № 2. С. 269–284.
9. Машков Д. Жизнь в новом ЖК с видом на Москву сити — это ад! Дом по реновации с качеством ниже плинтуса / Д. Машков. URL: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=VyQGyYfRRXs" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=VyQGyYfRRXs</a> (дата обращения: 15.12.2023).
10. Овдей С. В Краснодаре не хватает 70 новых школ для закрытия потребности. URL: <a href="https://www.kuban.kp.ru/online/news/5537562/" target="_blank">https://www.kuban.kp.ru/online/news/5537562/</a> (дата обращения: 15.12.2023 г.).
11. Чаблин А. Вот-вот лопнет: Краснодар задыхается без школ и дорог // Акценты Юга. 2023. 19 мая / А. Чаблин. URL: <a href="https://vk.com/@-212857679-vot-vot-lopnet-krasnodar-zadyhaetsya-bez-shkol-i-dorog-a-kon" target="_blank">https://vk.com/@-212857679-vot-vot-lopnet-krasnodar-zadyhaetsya-bez-shkol-i-dorog-a-kon</a> (дата обращения: 15.12.2023).
12. Paradox M. Человейники: как мы пришли к ним и сможем ли теперь вырваться / M. Paradox. URL: <a href="https://www.youtube.com/watch?v=yu5GBcOPBEM" target="_blank">https://www.youtube.com/watch?v=yu5GBcOPBEM</a> (дата обращения: 15.12.2023).

Остальные статьи