Дата публикации: 08.02.2024

Правовое регулирование стратегического планирования в Исламской Республике Иран

Аннотация

Исламская Республика Иран (далее — ИРИ) является уникальным государством с точки зрения формы правления. Это единственная исламская республика мира, которая основывает свою государственность на шиитском исламе джафаритского толка. Следствием этого является специфика института главы государства в Иране. Несмотря на наличие регулярно избираемого на прямых, общих выборах президента на срок 4 года, главой государства в Иране является пожизненно правящий богослов — Верховный лидер (рахбар), в соответствии с принципом «велаят-э факих» (правление богослова), закрепленным в иранской Конституции. В статье содержится анализ полномочия Верховного лидера по принятию стратегий общей политики по согласованию с Ассамблеей по определению государственной целесообразности (далее — Ассамблея) в соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции ИРИ. Автор делает вывод, что стратегии являются одним из источников права в Иране, причем по иерархии они находятся выше законов, принимаемых парламентом. В статье показан конкретный механизм контроля за реализацией положений стратегий в деятельности государственных органов Ирана.




В настоящее время в Иране принято свыше 50 стратегий общей политики (далее — стратегии). Данные акты представляют собой относительно небольшие по объему документы, содержащие видение руководством государства развития конкретных сфер, а именно имеющиеся задачи государственной важности и пути их решения. Сферы, регулируемые действующими стратегиями, разные: от вполне традиционной для планирования финансово-экономической до законодательной деятельности.

Выбор сфер, в рамках которых будет принята стратегия, в правовом плане не регламентирован и зависит от решения Верховного лидера. Но в соответствии с ч. 1 ст. 110 Конституции ИРИ разрабатывает содержание стратегий Ассамблея. Как следует из ст. 26 Внутреннего регламента Ассамблеи, стратегии общей политики принимаются на общем заседании Ассамблеи и передаются Верховному лидеру для утверждения и дальнейшего направления в компетентные инстанции для реализации. До утверждения он имеет право поручить Ассамблее внести в нее исправления в конкретной части.

Нормы принятых стратегий в целом носят неконкретный характер. Но если в отдельных случаях они являются декларацией или предельно абстрактной задачей, как, например, «исправить судебную систему государства для установления справедливости и обеспечения прав личности и общества», «достижение состояния продовольственной безопасности», то некоторые нормы стратегий устанавливают конкретные задачи, к примеру, п. 6 и п. 7 Стратегии общей политики законодательной деятельности, где указано, что Меджлис должен посредством внесения поправок во Внутренний регламент в форме закона более точно определить свои полномочия при обсуждении правительственных законопроектов и проекта ежегодного бюджета.

Список литературы

1. Галями А. Понятие, содержание и осуществление контроля за реализацией стратегий общей политики / А. Галями, А. Бахадари Джахрами // URL: <a href="http://ensani.ir/file/download/article/20130807170649-9833-15.pdf" target="_blank">http://ensani.ir/file/download/article/20130807170649-9833-15.pdf</a> (дата обращения: 22.01.2022).

Остальные статьи