Местное сообщество как институт гражданского общества и субъект местного самоуправления: публично-правовые аспекты
Аннотация
В свете последних конституционных и законодательных новаций по поводу правовой регламентации, как в целом гражданского общества, так и в частности отдельных его публично-правовых институтов, а также правовой позиции Конституционного Суда относительно признания местного сообщества в качестве субъекта и источника местного самоуправления, анализируются понятие и содержание юридической дефиниции «местное сообщество» в качестве категории науки муниципального права и правового института одноименной отрасли права. В целях уяснения понятия местного сообщества в качестве субъекта осуществления местного самоуправления и формулирования предложений по его правовой регламентации в действующем законодательстве выделяются основные элементы (институты), составляющие его структуру, а также формы взаимодействия местного сообщества с органами местного самоуправления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-2-29-34 |
Во многом пробелы в правовой регламентации местного сообщества в современном российском законодательстве объясняются господствовавшей до самого последнего времени в отечественной науке точкой зрения о том, что гражданское общество в целом и такой его институт, как местное сообщество, в частности не имеют правовой природы и являются предметом исследования политологии, социологии, философии, истории и других гуманитарных наук.
Несмотря на отсутствие правовой регламентации местного сообщества в действующем федеральном законодательстве, в России наблюдается несомненный интерес государства к проблематике развития как в целом гражданского общества, так в частности отдельных его институтов.
Первым шагом в направлении их правовой регламентации в конституционном законодательстве можно считать положения п. «е.1» ч. 1 ст. 114 Конституции, которые появились в результате конституционной реформы 2020 г. Речь идет о закрепленных в данной конституционной норме полномочиях Правительства в области взаимодействия государства и гражданского общества.
Закрепление в Конституции такого рода новаций было инициировано в послании главы Российского государства Федеральному Собранию от 15 января 2020 г., где он, в частности, акцентировал внимание на наличии в настоящее время в России зрелых политических, партийных объединений и авторитетного гражданского общества.