К вопросу о теории деконцентрации власти
Аннотация
В настоящей статье исследуются вопросы теории деконцентрации в отечественной и зарубежной научной литературе. В данном контексте автор последовательно рассматривает имеющиеся позиции относительно понимания категории «деконцентрация» и ее соотношения с понятием «децентрализация», а также изучает виды деконцентрации. В частности, отмечается, что в российской правовой системе, в отличие от других стран, указанный термин не используется. Так, деконцентрация в качестве одного из факторов организации власти нашла свое отражение во Франции, Венесуэле и Камбодже. Однако, несмотря на отсутствие упоминания в российском законодательстве, данный механизм широко применяется в рамках территориальной организации государственного управления. Что касается литературы, то большинство исследователей указывают: деконцентрация выступает одной из форм децентрализации публичной власти. При этом среди иных проявлений последней она характеризуется наименьшей степенью автономии местных властных структур. Автор понимает под деконцентрацией перемещение центральной власти на периферию путем образования территориальных субъектов (или наделения соответствующими полномочиями местных субъектов) в качестве агентов (представителей) центральной власти, характеризующееся отношениями власти и подчинения и не предполагающее создания отдельного уровня публичной власти. Также в статье затрагивается вопрос классификации видов анализируемого правового явления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 02/2024 |
Страницы | 16-20 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-2-16-20 |
Термин «деконцентрация», помимо того что не является легальным и, соответственно, нашедшим свое отражение в российском законодательстве, также относительно не изучен в отечественной науке.
Немногочисленные исследования указанной категории посвящены изучению теоретических основ децентрализации, в большей степени применительно к зарубежной практике территориальной организации государства и местного самоуправления.
Вместе с тем деконцентрация является необходимым элементом организации публичного управления, имеет широкое распространение в российском законодательстве и практике, являясь одним из проявлений территориального распределения государственной власти.
Как справедливо отмечается в научной литературе, при отсутствии концепции, разработанной с участием ведущих ученых, многие законодательные акты напоминают правовой эксперимент. Вследствие этого изучение теоретических основ, имеющейся отечественной и зарубежной
практики данного принципа имеет важнейшее значение для повышения эффективности государственного аппарата, в том числе увеличения его оперативности и гибкости.