Оценка судами юридической и экономической зависимости при признании отношений трудовыми
Аннотация
Признаки трудовых отношений, сформулированные советской наукой трудового права, претерпели определенное переосмысление в современных условиях. Это связано не только с экономическими и политическими преобразованиями в России. Для европейской юридической науки и судебной практики также характерна трансформация представлений о критериях трудовых отношений: существенное значение начинает придаваться не столько юридической, сколько экономической зависимости исполнителя от заказчика работы. Указанные признаки закреплены в рекомендации МОТ «О трудовом правоотношении» (2006 г.), уточнены МБТ (2014 г.), а также отражены в национальных законодательствах, включая российское. В статье сделана попытка проанализировать судебную практику с учетом указанных тенденций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Арбитражный и гражданский процесс № 02/2024 |
Страницы | 9-13 |
DOI | 10.18572/1812-383X-2024-2-9-13 |
Критерии, по которым связанные с личным трудом отношения попадают в сферу трудо-правового регулирования, разработаны еще на начальном этапе формирования трудового права и не претерпели радикального изменения ни в науке, ни в действующем законодательстве. Несмотря на различия в используемых формулировках — наличие работодательской власти, несамостоятельность работника, включение его в хозяйственную сферу работодателя, личная зависимость работника от работодателя, регулирование процесса труда, подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, регламентация его рабочего времени и времени отдыха , наконец, включенная в определение трудового отношения триада «в интересах, под управлением и контролем работодателя», — все эти критерии в конечном счете сводятся к юридической зависимости работника от работодателя.
Интерес к подчинению как элементу характеристики трудовых правоотношений как в российской, так и в европейской юридической науке отмечается с конца XIX в. Проблема субординации возникла как следствие изменения взглядов на предмет трудового договора, который до этого, особенно в экономической литературе, рассматривался как купля-продажа «рабочей силы» . Сегодня очевидно, что работник неотделим от рабочей силы, а при подчинении правилам внутреннего трудового распорядка он неизбежно попадает под работодательскую власть, что, в свою очередь, требует специфичного правового регулирования, направленного на защиту личности работника. Международная конференция труда, проводившаяся в 2019 г. по случаю столетия Международной организации труда (МОТ), в очередной раз подчеркнула, что труд не является товаром.
Таким образом, критерий юридической зависимости, отраженный как в российском законодательстве, так и в актах МОТ, сегодня признается определяющим для признания отношений, складывающихся по поводу личного труда, предметно-трудовыми. Вместе с тем с появлением новых нестандартных форм занятости (дистанционный труд, использование цифровых рабочих платформ, работа самозанятых) значение указанного признака достаточно существенно меняется. При этом сектор нестандартной занятости увеличивается, так как большинство форм «новой», формирующейся на фоне информационно-технологической революции занятости относятся именно к ее нестандартным формам.