Правовые основы финансовой деятельности государства в контексте конституционной экономики
Аннотация
Наличие конституционных положений о финансовой деятельности государства является важным элементом правовой политики любого государства. Анализ отечественных нормативно-правовых актов публично-правовых образований свидетельствует о том, что: а) в Конституции РФ имеются группы норм, напрямую или опосредованно регулирующие финансовую деятельность; б) Конституции (Уставы) субъектов РФ представлены несколькими видами актов: воспроизводящих положения Конституции РФ; содержащих отдельную главу, связанную с финансовыми аспектами конкретной территории; свидетельствующих о научно обоснованном подходе к правовому обеспечению финансовой деятельности.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 34-36 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-34-36 |
В настоящее время любое публично-правовое образование успешно функционирует при наличии соответствующих видов и объемов финансовых ресурсов, обусловленных финансовой деятельностью. В связи с этим законодательство любого государства прописывает базовые начала по регулированию данной деятельности. Учитывая, что в большинстве стран мира существуют Конституции, то в них и происходит соответствующее закрепление. Однако следует иметь в виду, что даже при отсутствии Конституции, как, например, в Великобритании, вопросы финансовой деятельности, тем не менее, регулируются иными нормами права.
В Конституциях многих стран достаточно детально проработаны вопросы публичных финансов (ФРГ, Италия, Греция, Португалия, Испания, Бразилия, Швейцария, Польша, Румыния, Бельгия, Люксембург и др.). Обращаясь к анализу отечественной Конституции, можно отметить, что общим вопросам публичных финансов отводится мало места среди конституционных положений, а, по мнению ряда авторов, вопросам бюджета и бюджетной политики — крайне мало. Стоит согласиться с точкой зрения тех авторов, которые считают, что нецелесообразно прописывать детально все вопросы, требующие урегулирования, поскольку конституции определяют базовые начала для дальнейшего законодательного регулирования всех вопросов, включая и финансовые, особенно учитывая, что Конституция РФ была принята недавно относительно уже существующих конституций иных стран. Также важным моментом является и процесс становления России как федерации и, соответственно, регулирования финансовой деятельности в условиях федерализма; следовательно, законодатель старался в рамках общих принципов урегулировать становление бюджетного федерализма, определяющего публичные финансы.
В связи с важностью изучения данного вопроса в современной науке возникло целое научное направление — конституционная экономика, которое, по мнению ряда ученых, изучает принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, нашедшего отражение в конституционно-правовых нормах, регулирующих экономическую и политическую деятельность в государстве.