Взаимосогласительные процедуры в рамках налогового мониторинга как вид альтернативного урегулирования спора
Аннотация
В статье анализируется содержание предусмотренных ст. 105.31 Налогового кодекса РФ взаимосогласительных процедур в налоговом мониторинге с точки зрения их возможной правовой квалификации. Автором изучается содержание понятий альтернативного урегулирования спора и переговорного процесса, осуществляется поиск их сходств и различий с взаимосогласительными процедурами, делается вывод о том, что фактическое содержание данных процедур не позволяет характеризовать их как форму альтернативного урегулирования спора.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-26-29 |
Взаимосогласительные процедуры, предусмотренные ст. 105.31 «Взаимосогласительная процедура в рамках налогового мониторинга» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и гл. 20.3 «Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения» НК РФ, хоть и построены на одном принципе и преследуют одну цель — достижение взаимного согласия между сторонами, тем не менее являются по существу разными процедурами. Названные процедуры имеют различный субъектный состав, основания для проведения, правовые последствия. Такие различия приводят к тому, что взаимосогласительная процедура, проводимая в соответствии с международным договором РФ, не может быть квалифицирована в качестве альтернативного способа урегулирования спора. В рамках настоящей статьи исходя из ее цели будут рассматриваться взаимосогласительные процедуры в рамках налогового мониторинга (ст. 105.31 НК РФ).
В научной юридической литературе изучению взаимосогласительных процедур в рамках налогового мониторинга посвящено недостаточное количество работ: не в полной мере определена правовая природа этого механизма, а также отсутствует сформированная позиция в отношении его места в системе публичного права.
В частности, представляется неочевидным, являются налоговые взаимосогласительные процедуры инструментом альтернативного урегулирования или разрешения спора. Даже фундаментальные исследования взаимосогласительных процедур при разрешении налоговых споров оставляют этот вопрос за скобками. Однозначный подход к рассматриваемому вопросу отсутствует и в доктринальных взглядах на налоговый мониторинг, в рамках которого осуществляются рассматриваемые процедуры. Так, если ряд исследователей относят этот механизм к налоговому контролю, то, например, по мнению М.В. Аракеловой, налоговый мониторинг представляет собой по существу форму урегулирования споров, возникающих в налоговых правоотношениях. Аналогичный вывод можно косвенно сделать из позиции Е.В. Мигачевой, которая отмечает, что режим налогового мониторинга снижает бремя налогового контроля.