Дата публикации: 08.02.2024

Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета

Аннотация

В статье сформулировано понятие финансового суверенитета на основе видов финансовой деятельности и принципа интеграции публичных и частных интересов. Обосновано, что одним из инструментов обеспечения финансового суверенитета является мониторинг, реализуемый в рамках конкретной бюджетной процедуры. Основываясь на субъектном составе и функциональной составляющей, автором предложена классификация мониторинга: как вида бюджетного правоотношения, как метода управления публичными финансами, как вспомогательного метода.




Сложившиеся экономические условия предопределили потребность выработки действенных правовых инструментов, направленных на защиту публичных интересов при управлении финансовыми ресурсами. Представление о финансовом суверенитете в настоящее время является не устоявшимся, что обусловлено многоаспектным пониманием данного понятия. Общее понимание суверенитета учеными исторически определялось как состояние независимости государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства. В основу данного понимания заложены два аспекта в зависимости от реализации государственной власти: внутригосударственный суверенитет и международно-правовой суверенитет.

Государственный суверенитет, по мнению ученых, представляет собой «верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений с другими государствами». Независимость во взаимоотношениях с другими государствами проецируется и на иностранные организации через реализацию принципа суверенного равенства государств как основного принципа международного права. Данный принцип заключается в том, что государства юридически равны и каждое государство пользуется правами, присущими государственному суверенитету, а именно государственные органы, в том числе и суд одного государства, не в праве осуществлять властные полномочия в отношении государственных органов, суда другого государства и предписывать последним осуществление тех или иных действий (принцип «равный над равным власти не имеет»).

Государственный суверенитет — состояние независимости от внешних и внутренних факторов, которое обеспечивается принятием управленческих решений, созданием условий для развития нации, совершенствования экономических процессов на основе равенства государств и иных субъектов, в отношении которых устанавливаются правила поведения в различных сферах деятельности, в том числе и в сферах, связанных с созданием благосостоянии нации. В таком контексте допустимым становится говорить о финансовом суверенитете как одном из факторов, обеспечивающих государственный суверенитет в целом. Финансовый суверенитет предлагается понимать как финансовую независимость в принятии и реализации управленческих решений органами государственной власти, направленных на создание «благосостояния населения», «богатства» публично-правовых образований с учетом интеграции публичного и частного интересов в финансовой сфере.

Список литературы

1. Артюхин Р.Е. Бюджетно-правовое регулирование системы казначейских платежей / Р.Е. Артюхин // Финансовое право. 2022. № 12. С. 2–6.
2. Афанасьев А.Г. Системность и общество / А.Г. Афанасьев. Москва : Политиздат, 1980. 368 с.
3. Брюйн Х. де. Управление по результатам в государственном секторе / Х. де Брюйн ; перевод с английского И. Попеско, О. Синицыной. Москва : Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 188 с.
4. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права / А.Я. Вышинский. 2-е изд. Москва : Государственное издательство юридической литературы, 1949. 424 с.
5. Государственное управление: в поисках результативности : сборник научных статей / под редакцией В.А. Мау и С.Е. Нарышкина. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 272 с.
6. Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции : монография / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.] ; под редакцией Р.Е. Атюхина, Н.А. Поветкиной. Москва : Норма, 2022. 189 с.
7. Россинский Б.В. Исполнительная власть в системе государственного управления : монография / Б.В. Россинский. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. 374 с.
8. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента // Ф.У. Тейлор ; перевод с английского А.И. Зак. Москва : Издательство стандартов, 1991. 104 с.
9. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации / Ю.А. Тихомиров // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении : сборник статей и материалов / составитель С.Е. Заславский. Москва : Российская газета, 2007. 191 с.
10. Управленческие процедуры / Б.М. Лазарев, И.Ш. Муксинов, А.Ф. Ноздрачев [и др.] ; ответственный редактор Б.М. Лазарев. Москва : Наука, 1988. 271 с.

Остальные статьи