Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета
Аннотация
В статье сформулировано понятие финансового суверенитета на основе видов финансовой деятельности и принципа интеграции публичных и частных интересов. Обосновано, что одним из инструментов обеспечения финансового суверенитета является мониторинг, реализуемый в рамках конкретной бюджетной процедуры. Основываясь на субъектном составе и функциональной составляющей, автором предложена классификация мониторинга: как вида бюджетного правоотношения, как метода управления публичными финансами, как вспомогательного метода.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-22-25 |
Сложившиеся экономические условия предопределили потребность выработки действенных правовых инструментов, направленных на защиту публичных интересов при управлении финансовыми ресурсами. Представление о финансовом суверенитете в настоящее время является не устоявшимся, что обусловлено многоаспектным пониманием данного понятия. Общее понимание суверенитета учеными исторически определялось как состояние независимости государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства. В основу данного понимания заложены два аспекта в зависимости от реализации государственной власти: внутригосударственный суверенитет и международно-правовой суверенитет.
Государственный суверенитет, по мнению ученых, представляет собой «верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений с другими государствами». Независимость во взаимоотношениях с другими государствами проецируется и на иностранные организации через реализацию принципа суверенного равенства государств как основного принципа международного права. Данный принцип заключается в том, что государства юридически равны и каждое государство пользуется правами, присущими государственному суверенитету, а именно государственные органы, в том числе и суд одного государства, не в праве осуществлять властные полномочия в отношении государственных органов, суда другого государства и предписывать последним осуществление тех или иных действий (принцип «равный над равным власти не имеет»).
Государственный суверенитет — состояние независимости от внешних и внутренних факторов, которое обеспечивается принятием управленческих решений, созданием условий для развития нации, совершенствования экономических процессов на основе равенства государств и иных субъектов, в отношении которых устанавливаются правила поведения в различных сферах деятельности, в том числе и в сферах, связанных с созданием благосостоянии нации. В таком контексте допустимым становится говорить о финансовом суверенитете как одном из факторов, обеспечивающих государственный суверенитет в целом. Финансовый суверенитет предлагается понимать как финансовую независимость в принятии и реализации управленческих решений органами государственной власти, направленных на создание «благосостояния населения», «богатства» публично-правовых образований с учетом интеграции публичного и частного интересов в финансовой сфере.