О специальном правовом режиме финансовой деятельности государства в условиях экономических санкций
Аннотация
Автором обосновывается вывод о том, что режим международных санкций, применяемых к России, создает особые условия осуществления финансовой деятельности государства; подчеркивается необходимость усиления финансового суверенитета; предлагаются направления минимизации угроз финансовой безопасности.
Тип | Статья |
Издание | Финансовое право № 02/2024 |
Страницы | 15-17 |
DOI | 10.18572/1813-1220-2024-2-15-17 |
Всем известно, что в настоящее время Российская Федерация находится в санкционном пространстве, что обусловливает необходимость оптимизации правового регулирования практически всех сфер деятельности государства. Особая роль отводится финансовой деятельности государства и правовому обеспечению ее финансового суверенитета, который является ключевой составляющей экономического суверенитета государства, что предполагает способность, автономию и независимость государства устанавливать, взимать обязательные платежи, мобилизуя их в денежных фондах в целях финансового обеспечения задач и функций государства, самостоятельно перераспределять и использовать бюджетные средства в интересах государства и общества, управлять денежными потоками и др. Иными словами, являясь составной частью экономического суверенитета, финансовый суверенитет предполагает суверенное право государства самостоятельно и свободно определять финансовую политику, ее направления в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и других сферах публичных финансов. Финансовый суверенитет — отражение финансовой системы, ее безопасности и устойчивости.
Важно отметить справедливое замечание О.Н. Горбуновой о том, что «любые мероприятия государства могут быть успешно осуществлены только при условии хорошо развитой финансовой системы государства и норм финансового права, регулирующих эту систему. Бюджетная система является основой всей финансовой системы государства. Несомненно, бюджет — это доходы и расходы государства. И от того, как складывается доходная часть бюджета — а это, прежде всего, налоги, зависят возможности государства, ее субъектов и муниципальных образований финансировать свое хозяйство». Именно поэтому вопрос о том, как и за счет чего складывается доходная часть бюджетов в условиях экономических санкций, представляется первостепенной задачей, поскольку ключевым элементом национального финансового суверенитета является достаточный объем финансовых ресурсов.