Дата публикации: 08.02.2024

О субъектах правоотношений в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры

Аннотация

В статье представлена субъектная характеристика Каталога лучших практик реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Определены группы участников соответствующих правоотношений и сделан вывод о их востребованности в мероприятиях по формированию финансовой культуры. В целях достижения индикаторов Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 года предложено унифицировать наименования, формы организации и статус региональных центров финансовой грамотности.




Развитие финансовой грамотности и финансовой культуры — не только один из ключевых факторов трансформации экономики, в том числе в сфере финансовых рынков, но и важное направление образовательной политики России.

Вопросы финансовой грамотности обсуждаются у нас не первый десяток лет. Еще в 2009 г. приказ Федеральной службы по финансовым рынкам России (далее — ФСФР) «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения» определял понятие финансовой грамотности как совокупности способностей граждан, достаточно разнообразных по своему содержанию. При этом ФСФР для решения задачи по организации системы финансового образования и просвещения должна была принимать участие в создании центров финансового просвещения для различных групп населения.

В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (далее — Стратегия) финансовая грамотность — это итог образовательной деятельности, «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния». Осведомленность, на наш взгляд, не случайно была указана первой в перечне признаков финансового образования. Разработчики Стратегии уделили повышенное внимание информированию населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг, определив масштабный перечень субъектов, задействованных в этой работе, в числе которых упоминались федеральные и региональные методические центры повышения финансовой грамотности. Мы согласны с авторами, по мнению которых, «Стратегия может рассматриваться как фундамент для развития финансового образования, понимаемого не как просто некий набор знаний, а главное — умений, поведенческих установок для повышения финансового благосостояния населения». 

Список литературы

1. Лаврентьева О.Н. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации: концептуальные основы оценки и реализации / О.Н. Лаврентьева, М.С. Толстель // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023. № 3–1 (141
2. Csorba L. The Determining Factors of Financial Culture, Financial Literacy and Financial Behavior / L. Csorba // Public Finance Quarterly. 2020. Vol. 65. Iss. 1. P. 67–82. <a href="https://doi.org/10.35551/PFQ_2020_1_6." target="_blank">https://doi.org/10.35551/PFQ_2020_1_6.</a>

Остальные статьи