Дата публикации: 01.02.2024

Сравнительный анализ договора коммерческой концессии и франчайзинга (франшизы)

Аннотация

При исследовании данной темы используется сравнительно-правовой метод, который предполагает сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В данной статье рассматривается проблема определения понятия коммерческой концессии как гражданско-правового договора, способы осуществления предпринимательской деятельности, а также анализируется соотношение с понятием «франчайзинг», использующимся для определения тождественных видов договоров в зарубежных странах. В статье проводится анализ понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», рассматриваются точки зрения, высказанные разными авторами. Результатом данного исследования является вывод о тождественности понятий «договор коммерческой концессии» и «франчайзинг» в системе российского права.




Договор коммерческой концессии на сегодняшний день является своего рода гарантом, направленным на поддержку предпринимателей, а также на укрепление предпринимательских отношений в условиях конкуренции и рыночной экономики.

Сам по себе термин «концессия» заимствованный (от лат. concessio — предоставленное разрешение, уступка). Применительно к договорным отношениям данное разрешение представляет собой допуск лица к видам деятельности другого лица, которое является монополистом в данной деятельности. Вышеуказанные договоры именуются концессионными соглашениями, которые, в свою очередь, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».

На сегодняшний день в гл. 54 ГК РФ, именуемой «Коммерческая концессия», отсутствует легальное определение коммерческой концессии. В п. 1 ст. 1027 ГК РФ представлено исключительно понятие договора коммерческой концессии. Понятие коммерческой концессии сформулировано из положений договора. Так, С.А. Бобков предлагает понимать под коммерческой концессией способ осуществления предпринимательской деятельности, в рамках которого одна сторона-правообладатель, являющаяся профессиональным предпринимателем, коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, предоставляет другой стороне-пользователю, также являющейся профессиональным предпринимателем, на условиях заключенного между ними договора право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащий правообладателю, обязательными элементами которого являются право на фирменное наименование и коммерческое обозначение и права на охраняемую коммерческую информацию, а факультативными элементами могут являться права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак и т.д.

Список литературы

1. Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии : диссертация кандидата юридических наук / С.А. Бобков. Москва, 2004. 202 с.
2. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. Москва : ИНФРА-М, 1998. 858 с.
3. Брагинский М.И. Договорное право. В 5 книгах. Кн. 3. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Москва : Статут, 2002. 800 с.
4. Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.В. Гелашвили. Краснодар, 2007. 22 с.
5. Гражданское и торговое право капиталистических государств / ответственный редактор Е.А. Васильев. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Международные отношения,1993. 430 с.
6. Коммерческое (торговое) право : учебник / под редакцией Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. Москва : ФБК-ПРЕСС, 2002. 960 с.
7. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии / О.В. Новосельцев // Хозяйство и право. 2000. № 3. С. 99–115.
8. Рыкова И. Дистрибьюторы и концессионеры / И. Рыкова // Бизнес Адвокат. 2002. № 19. С. 14–16.
9. Сенников Л.Н. Проблемы правового регулирования отношений промышленной собственности : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Л.Н. Сенников. Москва, 2008. 57 с.
10. Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг / С.А. Сосна // Государство и право. 1997. № 7. С. 25–32.
11. Франчайзинг: мировой опыт и его применение в российской торговле и сфере услуг : материалы международной конференции (г. Москва, 26 сентября 2001 г.) : сборник научных статей. Москва, 2002. 255 с.

Остальные статьи