Сравнительный анализ договора коммерческой концессии и франчайзинга (франшизы)
Аннотация
При исследовании данной темы используется сравнительно-правовой метод, который предполагает сопоставление однопорядковых юридических понятий, явлений, процессов и выяснение между ними сходства и различия. В данной статье рассматривается проблема определения понятия коммерческой концессии как гражданско-правового договора, способы осуществления предпринимательской деятельности, а также анализируется соотношение с понятием «франчайзинг», использующимся для определения тождественных видов договоров в зарубежных странах. В статье проводится анализ понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг», рассматриваются точки зрения, высказанные разными авторами. Результатом данного исследования является вывод о тождественности понятий «договор коммерческой концессии» и «франчайзинг» в системе российского права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 02/2024 |
Страницы | 25-28 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-2-25-28 |
Договор коммерческой концессии на сегодняшний день является своего рода гарантом, направленным на поддержку предпринимателей, а также на укрепление предпринимательских отношений в условиях конкуренции и рыночной экономики.
Сам по себе термин «концессия» заимствованный (от лат. concessio — предоставленное разрешение, уступка). Применительно к договорным отношениям данное разрешение представляет собой допуск лица к видам деятельности другого лица, которое является монополистом в данной деятельности. Вышеуказанные договоры именуются концессионными соглашениями, которые, в свою очередь, регулируются Федеральным законом «О концессионных соглашениях».
На сегодняшний день в гл. 54 ГК РФ, именуемой «Коммерческая концессия», отсутствует легальное определение коммерческой концессии. В п. 1 ст. 1027 ГК РФ представлено исключительно понятие договора коммерческой концессии. Понятие коммерческой концессии сформулировано из положений договора. Так, С.А. Бобков предлагает понимать под коммерческой концессией способ осуществления предпринимательской деятельности, в рамках которого одна сторона-правообладатель, являющаяся профессиональным предпринимателем, коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, предоставляет другой стороне-пользователю, также являющейся профессиональным предпринимателем, на условиях заключенного между ними договора право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащий правообладателю, обязательными элементами которого являются право на фирменное наименование и коммерческое обозначение и права на охраняемую коммерческую информацию, а факультативными элементами могут являться права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак и т.д.