Особенности правового регулирования смешанных договоров, не поименованных в Гражданском кодексе РФ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос правового регулирования смешанных договоров, не поименованных в Гражданском кодексе РФ, рассматриваются проблемы, связанные с выбором применяемых норм законодательства в отношении элементов смешанных договоров, регулирующих поименованные договоры, а также элементов смешанных договоров, не поименованных в ГК РФ. В статье отражены сложившиеся подходы к правовому регулированию смешанных непоименованных договоров, содержится вывод о необходимости закрепления в законодательстве определений договорных конструкций смешанных непоименованных договоров, сложившихся в деловой практике, в качестве поименованных договоров.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 02/2024 |
Страницы | 19-24 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-2-19-24 |
Смешанный договор порождает обязательства, входящие в разные типы как поименованных, так и непоименованных договоров, включая несколько элементов указанных договоров, является единым основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. В целях понимания подходов к правовому регулированию смешанных договоров, не поименованных в Гражданском кодексе РФ, необходимо рассмотреть понятие смешанного договора, отраженное в юридической литературе. Под смешанным договором можно понимать такой договор, который опосредствует несколько разнородных отношений и объединяет условия, объективно необходимые для формирования различных типов обязательств. В частности, О.С. Иоффе полагал, что юридическое нормирование смешанного договора «обеспечивается правилами, относящимися к каждому из объединенных в нем договорных типов».
Садиков О.Н. считал, что смешанный договор, не получивший «специальной регламентации, подчинен общим положениям обязательственного права, а при их недостаточности — правилам о наиболее близком договоре (в порядке аналогии закона)». В связи с этим он предложил следующий порядок подхода к правовому регулированию: сначала применение общих положений обязательственного права, а затем аналогия закона, что созвучно позиции, высказанной О.С. Иоффе, указывавшему, что «лишь когда формируется не противоречащее закону, но и не предусмотренное им договорное обязательство нового типа, его нормирование должно осуществляться по аналогии закона или в подлежащих случаях по аналогии права» . Критикуя эту позицию, М.И. Брагинский отмечает, что если договор состоит из определенного набора различных договоров, то в таком случае невозможным будет применение закона «близкого договора», поскольку таких близких договоров должно быть несколько.