Правовое регулирование местного самоуправления в России и Аргентине
Аннотация
В статье исследуются правовые основы организации местного самоуправления в двух федеративных государствах — России и Аргентине. Установлено, что указанные страны по-разному подходят к вопросу распределения полномочий между федеральным центром и регионами в части регламентации деятельности муниципальной власти. Во многом это связано с историческими особенностями развития федерализма в России и Аргентине. Отличительной чертой аргентинского подхода является также предоставление ряду муниципальных образований возможности самостоятельно определять собственный муниципальный режим в конституционно установленных пределах.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Муниципальная служба: правовые вопросы № 01/2024 |
Страницы | 27-30 |
DOI | 10.18572/2072-4314-2024-1-27-30 |
Современные федеративные государства поразному решают проблему правового регулирования организации муниципальной власти. На вопрос о соотношении федерального и регионального законодательства в части регламентации местного самоуправления немалое влияние оказывают особенности исторического развития государств. В частности, имеет важное значение эволюция подходов к пониманию природы местных органов власти, а также история формирования современных федеративных государств.
Так, представляется, в отношении США вопрос о превалировании регионального законодательства в рассматриваемой сфере был исторически предрешен самой эволюцией североамериканской государственности, которая на раннем этапе характеризуется договорным подходом к созданию единого государства. Трудно было представить ситуацию, чтобы в процессе создания единого государства штаты уступили полномочия в этой сфере федеральному центру. Тем более в период создания в США единого государства традиции подробного регулирования института местного самоуправления не были укоренены в той мере, как это наблюдается сейчас.
Схожие выводы можно сделать и об Аргентине. Аргентинское государство было сформировано в середине XIX в. в условиях противостояния (в том числе военного) его современных составных частей — провинций. Противоречия между отдельными провинциями касались ряда вопросов, один из которых — форма государственного устройства. Большинство провинциальных руководителей считали наиболее приемлемым устройство государства по федеративной модели, в то время как представители правящего класса БуэносАйреса настаивали на унитарной модели.