Дата публикации: 01.02.2024

Противодействие идеологии скулшутинга в муниципальных образовательных учреждениях

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена «скулшутинга» в образовательных организациях, рассматриваются его характерные признаки. Предложены механизмы выявления и профилактики данного деструктивного явления. Рассматриваются организационно-технические меры обеспечения защищенности образовательных объектов. Анализируются основные направления деятельности органов местного самоуправления в этой сфере.




Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в нынешних реалиях является важной проблемой современной действительности. Одной из форм реализации указанной идеологии выступают различные проявления деструктивной агрессии в среде подростков и молодежи, в том числе «скулшутинг» и «колумбайн». Если рассматриваемый вопрос ранее был актуален в большей степени для зарубежных государств (по числу случаев за последние двадцать лет лидируют США), то в последнее десятилетие и российское общество ввиду его значительной вестернизации столкнулось с ростом количества подобных преступных деяний со стороны несовершеннолетних в рамках образовательного сегмента.

В целом процесс обеспечения защищенности учреждений, осуществляющих образовательный процесс, является непростой комплексной проблемой, концентрирующей в себе как использование режимных мер, так и инженерно-технических средств, необходимых для безопасного функционирования образовательных учреждений. И конечно, нельзя забывать про осуществление системной профилактической деятельности. Российский нормотворец в ст. 32 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет меры обеспечения безопасности для участников образовательного процесса, а также возлагает ответственность за их жизнь и здоровье на само образовательное учреждение в процессе осуществления образовательной деятельности. Правительство Российской Федерации своими Постановлениями (от 07.11.2019 № 1421; от 02.11.2019 № 1006) закрепляет за руководителями органов, выступающих правообладателями образовательной организации, а также за работниками, выполняющими функции непосредственных руководителей этих учреждений, компетенции по обеспечению антитеррористической защищенности указанных объектов. Ввиду риска повышенной опасности в связи с большим количеством людей на ограниченной территории любая образовательная организация в предписаниях нормотворца относится к третьему уровню обеспечения антитеррористической безопасности. Особенностью объектов образовательного сегмента является то, что теракты, совершенные на их территории, приводят к большому числу жертв.

Список литературы

1. Алексеев А.И. Российская уголовная политика: преодоление кризиса / А.И. Алексеев, В.С. Овчинский, Э.Ф. Побегайло. Москва : Норма, 2006. 144 с.
2. Волчецкая Т.С. Криминологическая характеристика и профилактика скулшутинга и кибербулинга в России и зарубежных странах / Т.С. Волчецкая, М.В. Авакьян, Е.В. Осипова // Всероссийский криминологический журнал. 2021. № 5. С. 578–591.
3. Карпов О.В. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах / О.В. Карпов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4 (34). С. 442–446.
4. Криминология : учебник / под редакцией В.Н. Кудрявцева, В.Э. Эминова. Москва : Юристъ, 2022. 800 с.
5. Кузнецова Н.Ф. Криминология : учебное пособие / Н.Ф. Кузнецова. Москва : Проспект, 2008. 328 с.
6. Маслакова Е.А. Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений / Е.А. Маслакова // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2023. № 3. С. 20–23.
7. Нестеров В.Н. Уголовно-правовые меры противодействия преступности и проблемы их применения органами внутренних дел : учебное пособие / В.Н. Нестеров, Н.Ю. Приходько, Н.В. Черненко. Москва : АУ МВД России, 2021. 133 с.
8. Никуличева И.В. Идеология «колумбайна» как основа распространения поведения террористической направленности среди молодежи / И.В. Никуличева, Р.Р. Карданов // Право и управление. 2023. № 1. С. 311–315.
9. Приходько Н.Ю. Преступность как социальный феномен / Н.Ю. Приходько // Актуальные вопросы формирования эффективной системы экономической безопасности государства : Международная научно-практическая конференция (г. Москва, 24 сентября 2021 г.) : сборник ст
10. Суходольская Ю.В. Массовое убийство в образовательных организациях как объект криминологического исследования / Ю.В. Суходольская // Вестник науки и образования. 2019. № 6–1. С. 51–53.
11. Agnich L.E. A Comparative Analysis of Attempted and Completed School-Based Mass Murder Attacks / L.E. Agnich // American Journal of Criminal Justice. 2015. Vol. 40. Iss. 1. P. 1–22.
12. Bonanno C.M. School Shooters: History, Current Theoretical and Empirical Findings, and Strategies for Prevention / C.M. Bonanno, R.L. Levenson // SAGE Open. 2014. Vol. 4. Р. 1–11.
13. Bushman B.J. Narcissism, Fame Seeking, and Mass Shootings / B.J. Bushman // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62. Iss. 2. P. 229–241.
14. Ferguson C.J. Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big Wrong Turn / C.J. Ferguson, M. Coulson, J. Barnett // Journal of Police Crisis Negotiations. 2011. Vol. 11. Iss. 2. P. 141–158.
15. Langman P. Multi-Victim School Shootings in the United States: A Fifty-Year Review / P. Langman // The Journal of Campus Behavioral Intervention (J-BIT). 2016. Vol. 4. P. 5–17.
16. Langman P. Rampage School Shooters: A Typology / P. Langman // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. Iss. 1. P. 79–86.

Остальные статьи