Дата публикации: 01.02.2024

Совершенствование механизма защиты муниципальных образований от катастроф в конституционно-правовой системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Аннотация

Исследование посвящено проблеме обеспечения предупреждения, пресечения катастроф и ликвидации их последствий в муниципальных образованиях Российской Федерации. Установлено, что катастрофы как негативные явления, наносящие непоправимый ущерб основополагающим конституционным ценностям, таким как жизнь, здоровье и безопасность людей, права на защиту окружающей среды, также несут масштабный вред и для муниципальных образований вплоть до прекращения их существования, что в свою очередь препятствует в полной мере реализации права на местное самоуправление. Как следствие, защита муниципальных образований от катастроф является ключевым элементом системы обеспечения национальной безопасности. Определено, что для того, чтобы не допустить разрушительного характера катастроф для существования муниципальных образований, необходимо принятие комплекса правовых, политических и социально-экономических мер по восстановлению тех ценностей, которым катастрофой был нанесен ущерб. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что выстраивание эффективных трехсторонних федеративных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями позволит сформировать результативный механизм защиты муниципальных образований от катастроф.




Национальная безопасность является комплексным конституционно-правовым институтом в рамках применяемых средств обеспечения защиты, уровней функционирования (общегосударственном, региональном и муниципальном) и защищаемых ценностей (в числе которых основополагающие конституционные ценности). Последствия катастроф природного и техногенного характера, приводящие к разрушению муниципальных образований вплоть до прекращения их существования, обусловливают осознание значимости обеспечения национальной безопасности на муниципальном уровне, поскольку речь идет о безопасности людей и возможности их нормальной жизнедеятельности. В силу того, что защита муниципальных образований от экстраординарных ситуаций представляет собой обеспечение целого комплекса конституционных ценностей (жизни и здоровья людей, права на благоприятную окружающую среду и права на местное самоуправление), то система поддержания их безопасности также должна быть комплексной, основанной на взаимодействии как всех трех уровней власти, так и муниципальной власти, и гражданского общества. Прежде всего обратимся к анализу катастроф как негативных явлений, создающих угрозу существования муниципальных образований.

Катастрофу на территории муниципального образования можно определить как экстраординарную ситуацию, наносящую долговременный масштабный ущерб жизни и здоровью жителей муниципального образования, их имуществу, инфраструктуре муниципального образования, возникающую вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К числу признаков таких катастроф можно отнести: 1) поражение, создание угрозы нанесения ущерба конституционным ценностям, таким как жизнь и здоровье людей, общественный порядок, механизму реализации права на местное самоуправление; 2) долговременный ущерб конституционным ценностям, в том числе отсроченный характер последствий — опасаясь за свою жизнь, или вследствие тяжелых разрушений инфраструктуры муниципального образования, жители могут опасаться продолжать жить в таком муниципальном образовании, и оно придет в упадок или прекратит свое существование; 3) масштабность последствий — затрагивает большинство или всех жителей муниципального образования; существенные и значительные повреждения муниципальной инфраструктуры.

Список литературы

1. Безрукова А.А. Оповещение населения в кризисных ситуациях, взаимодействие чрезвычайных служб и органов местной власти / А.А. Безрукова, Д.Н. Климов // Человеческий капитал. 2014. № 1 (61). С. 112–114.
2. Воловченко Г.Н. Принципы санитарно-эпидемиологического надзора в регионах катастрофических наводнений / Г.Н. Воловченко // Медицинская сестра. 2014. № 4. С. 20–23.
3. Габричидзе Т.Г. Кризис системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в муниципальном образовании как причина трагедии и его преодоление / Т.Г. Габричидзе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 121–123.
4. Кардаш И.Л. Развитие нормативно-правовой базы территориальной обороны Российской Федерации в современных условиях / И.Л. Кардаш // Вестник военного права. 2018. № 1. С. 32–38.
5. Лиманская А.П. К вопросу о классификации специальных правовых режимов / А.П. Лиманская // Актуальные проблемы правоведения. 2013. № 4 (40). С. 7–10.
6. Литвинов Д.А. Классификация потенциальных опасностей для населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций / Д.А. Литвинов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2019. № 1 (10
7. Магадиев М.Ф. Угрозы и специфика обеспечения национальной безопасности на муниципальном уровне публичной власти Российской Федерации / М.Ф. Магадиев // Вопросы политологии. 2015. № 4 (20). С. 40–49.

Остальные статьи