История принятия Конституции Исламской Республики Иран
Аннотация
В статье содержится анализ процесса принятия конституции Ирана после Исламской революции 1979 г., а также влияние его особенностей на содержание принятой конституции. Автор рассматривает правовую основу и деятельность государственных органов и должностных лиц в рамках указанного процесса. В статье сделан вывод, что в первоначальном проекте конституции не предусматривалось, что главой государства должен быть наиболее подготовленный и авторитетный богослов, таким образом, в ней отсутствовал важнейший для современного иранского государства принцип «правления богослова». Автор приводит анализ данного проекта, показывая, что согласно нему предполагалось, что формой правления Ирана будет полупрезидентская республика. В качестве религиозной специфики предлагалось установление религиозных цензов для отдельных должностных лиц и создание органа богословского контроля за принимаемыми законами. Также в статье содержится вывод о том, что иранская конституция была сформирована на основе конституции 5-й республики во Франции и, как следствие, содержит в себе значительное количество сходных с ней элементов и в настоящее время.
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2024 |
Страницы | 60-65 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-2-60-65 |
Аятолла Хомейни, находясь в эмиграции из-за преследования со стороны шаха Мухаммеда Резы Пехлеви, несколько месяцев пробыл во Франции, в городе под названием Нофль-ле-Шато . Именно там был начат процесс составления конституции нового государства, которое должно было возникнуть после падения монархии. Хомейни дал указание юристу Хасану Хабиби — своему соратнику, находящемуся вместе с ним во Франции, составить проект конституции, опираясь на его знания права и законов свободных стран. Хасан Хабиби взял за основу действующую Конституцию 5-й республики во Франции. К ней были добавлены нормы о роли богословов в государственном механизме, которые выражались в закреплении статуса Наблюдательного совета как органа религиозно-конституционного контроля за принимаемыми законами. В данном проекте конституции отсутствовали положения о принципе «велаят-э факих» (правление богослова), но имелись нормы, закрепляющие положения, присущие конституциям западных стран, такие как разделение властей и права человека . Хомейни ознакомился с представленным ему проектом и одобрил его.
Одновременно с этим, пока аятолла Хомейни находился на территории Франции, его сторонники решили, что до его возвращения в Иран необходимо успеть составить свой проект конституции будущего государства. Последовавшие попытки формирования текста оказались провальными, так как среди лиц, участвовавших в данной работе, имелись существенные расхождения по вопросам будущего устройства государства. Но главное, что при наличии разности взглядов они не могли прийти к компромиссу.