Дата публикации: 01.02.2024

История принятия Конституции Исламской Республики Иран

Аннотация

В статье содержится анализ процесса принятия конституции Ирана после Исламской революции 1979 г., а также влияние его особенностей на содержание принятой конституции. Автор рассматривает правовую основу и деятельность государственных органов и должностных лиц в рамках указанного процесса. В статье сделан вывод, что в первоначальном проекте конституции не предусматривалось, что главой государства должен быть наиболее подготовленный и авторитетный богослов, таким образом, в ней отсутствовал важнейший для современного иранского государства принцип «правления богослова». Автор приводит анализ данного проекта, показывая, что согласно нему предполагалось, что формой правления Ирана будет полупрезидентская республика. В качестве религиозной специфики предлагалось установление религиозных цензов для отдельных должностных лиц и создание органа богословского контроля за принимаемыми законами. Также в статье содержится вывод о том, что иранская конституция была сформирована на основе конституции 5-й республики во Франции и, как следствие, содержит в себе значительное количество сходных с ней элементов и в настоящее время.




Аятолла Хомейни, находясь в эмиграции из-за преследования со стороны шаха Мухаммеда Резы Пехлеви, несколько месяцев пробыл во Франции, в городе под названием Нофль-ле-Шато . Именно там был начат процесс составления конституции нового государства, которое должно было возникнуть после падения монархии. Хомейни дал указание юристу Хасану Хабиби — своему соратнику, находящемуся вместе с ним во Франции, составить проект конституции, опираясь на его знания права и законов свободных стран. Хасан Хабиби взял за основу действующую Конституцию 5-й республики во Франции. К ней были добавлены нормы о роли богословов в государственном механизме, которые выражались в закреплении статуса Наблюдательного совета как органа религиозно-конституционного контроля за принимаемыми законами. В данном проекте конституции отсутствовали положения о принципе «велаят-э факих» (правление богослова), но имелись нормы, закрепляющие положения, присущие конституциям западных стран, такие как разделение властей и права человека . Хомейни ознакомился с представленным ему проектом и одобрил его.

Одновременно с этим, пока аятолла Хомейни находился на территории Франции, его сторонники решили, что до его возвращения в Иран необходимо успеть составить свой проект конституции будущего государства. Последовавшие попытки формирования текста оказались провальными, так как среди лиц, участвовавших в данной работе, имелись существенные расхождения по вопросам будущего устройства государства. Но главное, что при наличии разности взглядов они не могли прийти к компромиссу.

Список литературы

1. Алиев С.М. История Ирана. XX в. / С.М. Алиев. Москва : Институт востоковедения : Крафт+, 2004. 649 с.
2. Пять шагов на пути составления Конституции Исламской Республики. URL: <a href="https://iranhr.net/fa/articles/4711/" target="_blank">https://iranhr.net/fa/articles/4711/</a> (дата обращения: 07.11.2023).
3. Бахадари Джахрами М. Роль имама Хомейни на составление Конституции Исламской Республики Иран / М. Бахадари Джахрами, К. Кодходамамради. URL: <a href="http://ensani.ir/file/download/article/1587190485-9833-25-3.pdf" target="_blank">http://ensani.ir/file/download/article/1587190485-9833-25-3.pdf</a> (дата обращения: 11.11.2023).

Остальные статьи