Правовой инструментарий стратегического планирования в сфере защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Аннотация
В статье представлено авторское видение формирования основных правовых инструментов стратегического планирования государственной политики Российской Федерации в области традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 02/2024 |
Страницы | 43-48 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-2-43-48 |
Стратегические цели государственного строительства, в том числе в их ценностном измерении, определяют нормы действующей Конституции РФ. Поправки, принятые в 2020 г., дополнительно закрепили в качестве таких целей государственную поддержку и охрану культуры как уникального наследия народа (ч. 4 ст. 68 Конституции РФ), сохранение идеалов предков, исторической преемственности в развитии российского государства (ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ), государственную защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей России, сохранение общероссийской культурной идентичности соотечественников, проживающих за рубежом (ч. 2, 3 ст. 69 Конституции РФ), защиту государством исторической правды (ч. 3 ст. 67.1 Конституции РФ). Одновременно конституционные нормы прямого действия задают взаимосвязанные стратегические цели национального развития и обеспечения безопасности в рамках проведения государством единой ценностно ориентированной политики. По мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, «Конституция в определенном смысле представляет собой систему ценностей-идеалов, выраженных в правовой форме… Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой и общеобязательным характером (для всего населения и на всей территории страны), закрепленная ею система ценностей имеет общенациональное идеологическое значение, то есть выступает в роли идеологии конституционализма». При этом традиционные российские ценности представляют собой сумму конституционных ценностей.
Несмотря на широко распространенную критику конституционно-правового запрета на установление государственной или обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ), в основном законе в определенной степени соотношение понятий государственной идеологии и национальной идеи закреплено.