Дата публикации: 17.01.2024

Ценообразование как условие формирования рыночной конкуренции

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы пределов свободы рыночного ценообразования и границ государственного вмешательства в процессы рыночного ценообразования в свете концептуальных подходов к организации общества, которая может осуществляться посредством обеспечения общественного процесса, основанного на общественном саморегулировании, и обеспечения общественного равновесия, обеспечиваемого государственным регулированием. Эти подходы проявляют себя также в экономической сфере, включая процессы ценообразования, как то: обеспечение рыночного процесса, включая свободное ценообразование, и обеспечение рыночного равновесия посредством государственного регулирования цен на товары. Указанные начала не исключают друг друга, однако именно общественный процесс, основанный на саморегулировании, является базовым. Общественное саморегулирование, в том числе в экономической сфере, включая ценообразование, является источником правообразования, поскольку основано на согласовании интересов участников рыночных отношений. Государственное регулирование общественного процесса, имеющего цель обеспечения общественного равновесия посредством различного рода стимулов, ограничений и запретов, представляет собой субсидиарное средство регулирования общественных отношений, которое может способствовать как достижению консенсуса в обществе, когда направлено на защиту прав субъектов общественных отношений, так и вредить ему, когда имеет целью замену естественного общественного процесса своими нормативными установлениями. Государственное ценообразование должно быть введено в строгие рамки закона и сведено к минимуму.




Введение. Существует два основных концептуальных подхода к организации общества: а) посредством обеспечения общественного процесса, основанного на общественном саморегулировании, и б) посредством обеспечения общественного равновесия, обеспечиваемого государственным регулированием. Эти подходы проявляют себя во всех сферах жизни общества, в том числе в экономике, включая процесс ценообразования, что выражается в таких средствах, как: а) обеспечение рыночного процесса, включая свободное ценообразование, и б) обеспечение рыночного равновесия посредством государственного регулирования цен на товары. Указанные подходы не исключают друг друга, однако именно общественный процесс, основанный на саморегулировании, является базовым. Государственное регулирование общественного процесса, стремящееся к обеспечению общественного равновесия посредством различного рода стимулов, ограничений и запретов, представляет собой субсидиарное средство регулирования общественных отношений, которое может способствовать как достижению консенсуса в обществе, так и вредить ему.

Рыночное ценообразование. В теории по вопросу рыночного ценообразования существуют разные точки зрения: одни авторы исключают участие государства в регулировании экономики, включая регулирование цен; другие считают, что государство должно вмешиваться в процесс рыночного ценообразования в крайних случаях с целью защиты участников рыночных отношений от дискриминации других участников рынка, а в конечном счете — с целью защиты экономического порядка.

Список литературы

1. Вайпан В.А. Принцип справедливости в гражданском праве и судебное усмотрение / В.А. Вайпан // Гражданское право. 2018. № 1. С. 22–28.
2. Варламова А.Н. Тарифное регулирование как специальная мера конкурентного права / А.Н. Варламова // Юрист. 2017. № 1. С. 35–40.
3. Гелхорн Э. Антитрестовское законодательство и экономика / Э. Гелхорн, В.Е. Ковачич. Москва : Международный институт права (США), 1995. 375 с.
4. Граник И. Ценовое регулирование. Госдума просит Белый дом разработать общие правила госрегулирования тарифов и цен / И. Граник // Коммерсантъ. 2007. 5 октября.
5. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / И. Кирцнер ; перевод с английского А.В. Куряев, Д.А. Бабушкин. Челябинск : Социум, 2010. 272 с.
6. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. Мизес. 2-е испр. изд. Челябинск : Социум, 2005. 878 с.
7. Пузыревский С.А. Развитие антимонопольного законодательства в современных экономических условиях / С.А. Пузыревский // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022. № 7. С. 16–22.
8. Репке В. Коренные вопросы хозяйственного порядка / В. Рёпке // Теория хозяйственного порядка: «Фрайбургская школа» и немецкий неолиберализм / составитель В. Гутник ; перевод С. Афонцев, К. Баранова, В. Гутник [и др.]. Москва : Экономика, 2002. С. 142–145.
9. Ротбард М. Власть и рынок: государство и экономика / М. Ротбард ; перевод с английского Б.С. Пинскера под редакцией Гр. Сапова. Челябинск : Социум, 2003. 415 с.
10. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок / Ф. Хайек ; перевод с английского О.А. Дмитриевой ; под редакцией Р.И. Капелюшникова. Челябинск : Социум, 2011. 394 с.
11. Ходжсон Д. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории / Д. Ходжсон ; перевод с английского М.Я. Каждана. Москва : Дело, 2003. 464 с.
12. Черкасова О.В. Нравственно-этические категории в российском гражданском праве / О.В. Черкасова // Юрист. 2021. № 10. С. 2–8.
13. Чиркунов М.С. Влияние законодательства о защите конкуренции на рыночный процесс / М.С. Чиркунов // Конкурентное право. 2017. № 3. С. 6–9.

Остальные статьи