Ценообразование как условие формирования рыночной конкуренции
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы пределов свободы рыночного ценообразования и границ государственного вмешательства в процессы рыночного ценообразования в свете концептуальных подходов к организации общества, которая может осуществляться посредством обеспечения общественного процесса, основанного на общественном саморегулировании, и обеспечения общественного равновесия, обеспечиваемого государственным регулированием. Эти подходы проявляют себя также в экономической сфере, включая процессы ценообразования, как то: обеспечение рыночного процесса, включая свободное ценообразование, и обеспечение рыночного равновесия посредством государственного регулирования цен на товары. Указанные начала не исключают друг друга, однако именно общественный процесс, основанный на саморегулировании, является базовым. Общественное саморегулирование, в том числе в экономической сфере, включая ценообразование, является источником правообразования, поскольку основано на согласовании интересов участников рыночных отношений. Государственное регулирование общественного процесса, имеющего цель обеспечения общественного равновесия посредством различного рода стимулов, ограничений и запретов, представляет собой субсидиарное средство регулирования общественных отношений, которое может способствовать как достижению консенсуса в обществе, когда направлено на защиту прав субъектов общественных отношений, так и вредить ему, когда имеет целью замену естественного общественного процесса своими нормативными установлениями. Государственное ценообразование должно быть введено в строгие рамки закона и сведено к минимуму.
Тип | Статья |
Издание | Банковское право № 01/2024 |
Страницы | 57-65 |
УДК | 346.61 |
DOI | 10.18572/1812-3945-2024-1-57-65 |
Введение. Существует два основных концептуальных подхода к организации общества: а) посредством обеспечения общественного процесса, основанного на общественном саморегулировании, и б) посредством обеспечения общественного равновесия, обеспечиваемого государственным регулированием. Эти подходы проявляют себя во всех сферах жизни общества, в том числе в экономике, включая процесс ценообразования, что выражается в таких средствах, как: а) обеспечение рыночного процесса, включая свободное ценообразование, и б) обеспечение рыночного равновесия посредством государственного регулирования цен на товары. Указанные подходы не исключают друг друга, однако именно общественный процесс, основанный на саморегулировании, является базовым. Государственное регулирование общественного процесса, стремящееся к обеспечению общественного равновесия посредством различного рода стимулов, ограничений и запретов, представляет собой субсидиарное средство регулирования общественных отношений, которое может способствовать как достижению консенсуса в обществе, так и вредить ему.
Рыночное ценообразование. В теории по вопросу рыночного ценообразования существуют разные точки зрения: одни авторы исключают участие государства в регулировании экономики, включая регулирование цен; другие считают, что государство должно вмешиваться в процесс рыночного ценообразования в крайних случаях с целью защиты участников рыночных отношений от дискриминации других участников рынка, а в конечном счете — с целью защиты экономического порядка.