Экологический туризм как вид экологического предпринимательства: новое в регулировании особо охраняемых природных территорий
Аннотация
В статье анализируются недавние изменения в законодательстве, затрагивающем особо охраняемые природные территории. Основное внимание уделяется новому закону об экотуризме, который вступил в силу в сентябре 2023 г. Автор исследует мотивы, лежащие в основе принятия данного закона, а также его воздействие на правовой статус особо охраняемых природных территорий. В статье подробно рассматриваются ключевые принципы экотуризма как вида экологического предпринимательства и методы их внедрения в регулирование особо охраняемых природных территорий с целью гармонизации интересов сохранения природы и обеспечения устойчивого развития, оценивается возможное влияние нового закона на развитие экологически устойчивого туризма и улучшение благосостояния местного населения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2024 |
Страницы | 38-41 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-1-38-41 |
По итогам 2022 г. заметен значительный рост туристического потока в особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ), который увеличился на 40% и достиг 14 млн человек. Этот показатель является рекордным за последние годы. Интерес к посещению ООПТ неотделим от роста антропогенной нагрузки, способной оказать непоправимое воздействие на уникальные природные объекты. Отсутствие норм и принципов для осуществления туристической деятельности на ООПТ ограничивало не только законное использование этих территорий в рекреационных и туристических целях, но и повышало риск нанесения ущерба ООПТ. Эта правовая неопределенность послужила причиной внесения пакета изменений в действующее законодательство об ООПТ, которые вступили в силу с 1 сентября 2023 г.
Инструментом для поиска баланса интересов между необходимостью сохранения природных комплексов в первозданном виде и развития рекреации на территории Российской Федерации, потребность в которой существенно возросла после 2020 г. в связи с пандемией COVID-19, стало развитие так называемого направления внутреннего экологического туризма. При этом идеи развития в области экологического туризма впервые в правовом поле появились несколько ранее, и даже была сделана первая попытка дать легальное определение понятия экотуризма как «…путешествия с целью наблюдения и приобщения к природе, основными принципами которого являются рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды». Важно отметить, что ранее нормативные правовые акты, в том числе Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об ООПТ), оперировали исключительно понятием познавательного туризма и относили его к подвиду экологического, что свидетельствует о подходе к экологическому туризму исключительно как к форме экологического просвещения, а не, в том числе, как к направлению предпринимательской деятельности. Экологический туризм фокусируется на природе и окружающей среде, подчеркивая ее сохранение, с сопутствующим учетом интереса развития туристической деятельности по ряду экономических причин, в то время как познавательный туризм ориентирован на образование, познание и изучение культурных и исторических аспектов местности, в том числе неприродных объектов, созданных человеком. Такой подход нельзя признать корректным, на что указывалось и в научной литературе, так как экологический туризм не может существовать обособленно от стимулирования развития бизнеса в сфере рекреационной деятельности на ООПТ, монетизация экологического туризма необходима для «…устойчивого экономического и финансового обеспечения системы ООПТ». Стимулирование развития бизнеса в области экологического туризма, в конечном итоге, осуществляется как в интересах потребителей услуг, получающих возможность использовать качественную инфраструктуру при осуществлении туристической деятельности на ООПТ, так и в интересах государства, выполняющего сразу несколько задач. Так, для государства туризм становится важным источником поступления денежных средств в бюджет в виде налоговых отчислений и других обязательных платежей, инструментом обеспечения занятости населения и повышения его уровня благосостояния, увеличения уровня валового внутреннего продукта страны и создания отраслей, обслуживающих внутренний туризм. Соответственно, главной задачей нового правового регулирования в области развития экологического туризма на ООПТ становится поиск компромисса между двумя противоположными потребностями – охраной ООПТ и осуществлением туристической деятельности с возможностями их сочетания, достигаемой посредством внедрения норм рекреационной емкости при расчете предельно допустимой антропогенной нагрузки. Данная задача соответствует концепции «мягкого» туризма, разработанной швейцарским экологом Й. Криппендорфом и противопоставляемой «жесткому» туризму, при котором сначала происходит извлечение прибыли от осуществления туристической и рекреационной деятельности, а затем подрыв основы его существования в случае отсутствия установленных границ дозволенного.