Оговорки в международных коммерческих договорах с участием российских предпринимателей
Аннотация
В настоящее время российские предприниматели столкнулись со значительными трудностями при заключении и исполнении международных коммерческих договоров. Затруднения российских лиц обусловлены осуществляемыми ограничительными действиями недружественных государств, в числе которых США, Великобритания, Австралия, Европейский союз и другие государства. В сложившихся условиях для российских предпринимателей оказывается необходимым не только принятие во внимание указанных ограничений, но и осуществление действий, направленных на уменьшение их негативных последствий путем включения в международные коммерческие договоры с участием российских лиц необходимых или, по крайней мере, желательных оговорок. В этой связи в настоящей работе предпринята попытка рассмотреть основные оговорки, которые целесообразно включать в международные коммерческие договоры с участием российских лиц.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2024 |
Страницы | 34-37 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-1-34-37 |
В настоящее время российские предприниматели сталкиваются со значительными трудностями при заключении и исполнении международных коммерческих договоров. Затруднения отечественных предпринимателей вызваны действиями так называемых недружественных государств, или санкционными ограничениями (санкциями), вводимыми Европейским союзом, США, Великобританией, Австралией и другими государствами.
Термин «санкция» используется в настоящей работе достаточно условно. В экономических словарях санкция (от лат. «sanction») понимается как мера принудительного экономического воздействия за нарушение установленного порядка деятельности, которая имеет предупредительную, компенсационную и репрессивную функцию и, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.
С юридической точки зрения, санкция представляет собой меру ответственности, которая налагается за совершенное правонарушение (преступление). При этом ни о каких основаниях ответственности российских лиц в рамках настоящей статьи речи не идет, поскольку правомерные санкции, имеющие происхождение в международном праве, не могут быть введены путем волеизъявлений отдельных государств.