«Потребитель» и «слабая сторона» в обязательственном праве Российской Федерации: проблемы дифференциации
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к определению сущности понятий «потребитель» и «слабая сторона» в обязательственном правоотношении, а также вопросы, касающиеся их сопоставления. Делается вывод о том, что потребителем в обязательственном правоотношении является физическое лицо, которое приобретает товар в качестве конечного потребителя (end-user of goods). В свою очередь, слабой стороной контракта может быть признано лицо, которое в силу неравных переговорных возможностей в рамках конкретных правоотношений не может оказывать влияние на существенные условия договора и не имеет возможности заключить иной договор на иных условиях с другим контрагентом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2024 |
Страницы | 26-29 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-1-26-29 |
Гарантии защиты стороны, обладающей неравными переговорными возможностями, существовали в гражданском праве на всем протяжении его развития. Однако еще до недавнего времени нормы, позволяющие реализовать механизмы защиты, были разрозненными и носили бессистемный характер.
На сегодняшний день существует несколько законодательно установленных механизмов, обеспечивающих поддержание принципа равенства субъектов обязательственных правоотношений — в частности, п. 2 ст. 428 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей). Однако в законодательстве, правоприменительной практике и доктрине окончательно не разрешен вопрос относительно того, кого следует признавать потребителем и каким образом данное понятие соотносится с так называемой «слабой стороной» контракта. Попробуем ответить на данные вопросы в настоящем исследовании.
Как представляется, прообразом механизма защиты потребителя как стороны, обладающей неравными переговорными возможностями, являлся критерий неэквивалентности договорных обязательств.