Правовая природа принудительного выкупа имущества для государственных нужд как форма законного ограничения правоспособности
Аннотация
В статье дан подробный анализ правовой природы принудительного выкупа имущества для государственных и муниципальных нужд как одной из форм законного ограничения правоспособности. Автор акцентирует внимание на анализе основных концепций и принципов, лежащих в основе данного явления. Рассмотрены специфические особенности применения механизма государственного принуждения к частному собственнику в целях удовлетворения публичных интересов. Приведены позиции зарубежных и международных судебных органов и исследователей, признающих наличие факта ограничения правоспособности физических и юридических лиц в случае принудительного прекращения их права собственности в интересах государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Гражданское право № 01/2024 |
Страницы | 23-25 |
DOI | 10.18572/2070-2140-2024-1-23-25 |
Неотъемлемым условием успешного развития гражданского оборота являются самостоятельность и независимость его участников, их неограниченная возможность в своем поведении, когда они руководствуются, прежде всего, своими собственными, частными интересами. Граждане и организации должны иметь полную свободу в своих действиях и приоритет в реализации своих собственных, индивидуальных интересов. Для частного права характерна децентрализация правового регулирования, при которой динамика общественных отношений осуществляется множеством самостоятельных субъектов, обладающих автономией воли и собственной инициативой. Вступая в отношения между собой, носители автономной воли сами определяют содержание тех отношений, в которые они вовлекаются по собственной воле. Механизм государственного принуждения в частноправовых отношениях применяется, в первую очередь, для защиты нарушенных или подвергаемых угрозе нарушения прав частного лица.
Иную функцию механизм государственного принуждения исполняет в случаях прямого вмешательства в сферу частноправовых отношений в целях удовлетворения публичных интересов путём принудительного выкупа имущества физических и юридических лиц для государственных и муниципальных нужд. Возможность применения государственного принуждения в целях удовлетворения публичных интересов — это неотъемлемый инструмент государственной власти. При этом в правовом государстве такой инструмент используется только в строгом соответствии с нормами правового акта высшей юридической силы — Конституции. Особенностью применения мер государственного принуждения в целях реализации публичных интересов является то, что инициатором здесь всегда выступает государство в лице уполномоченного органа. Субъектами, подвергаемыми мерам государственного принуждения, являются обладатели частноправовых интересов — физические и юридические лица. Особенностью их правового статуса является то, что, с одной стороны, их поведение остаётся правомерным, тогда как в других случаях основанием применения мер государственного принуждения к частным лицам является их неправомерное поведение. С другой стороны, обращенные против интересов частного лица меры государственного принуждения также являются правомерными, в то время как условием применения мер защиты гражданских прав является неправомерность их нарушения. В то же время прямо предусмотренная в ГК РФ выплата компенсации убытков собственникам в случаях принудительного выкупа имущества для государственных и муниципальных нужд отнесена законодателем в ст. 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав.