Дата публикации: 24.01.2024

Цифровой финансовый актив как цифровая ценная бумага

Аннотация

В статье анализируется правовая природа и сущность цифрового финансового актива (далее — ЦФА) на основе российского законодательства и законодательства государств-участников СНГ. Автор квалифицирует ЦФА как цифровой способ фиксации гражданских прав, которые ранее традиционно удостоверялись эмиссионными ценными бумагами, и предлагает авторскую дефиницию ЦФА. В статье отмечаются общие и отличительные признаки ЦФА и ценной бумаги и обосновывается вывод о возможности применения по аналогии закона норм законодательства о рынке ценных бумаг, не противоречащих форме и сущности ЦФА: о субъектном составе, профессиональных участниках рынка, о способах защиты и ином.




В странах СНГ, как и во всем мире, сегодня наблюдается тенденция к цифровизации финансового рынка. Результаты данного процесса, в числе прочего, выражаются в появлении ценных бумаг в цифровой форме. В научной литературе отмечается, что «для отечественной инновационной инфраструктуры токенизация активов в качестве метода привлечения инвестиций может выступить в роли мощного толчка, обеспечивая при этом дополнительные возможности выхода для инвесторов, а также открывая международные рынки». Поэтому, признавая необходимость и перспективность цифровизации, законодатель не может быть непоследователен и искусственно ограничивать цифровизацию в отдельных сферах, тем более имеющих сугубо имущественный характер.

Действующее на территории СНГ законодательство о токенизации финансовых активов отстает от мировых тенденций. Токен ценной бумаги или секьюрити-токен не упоминаются в нормативных актах государств-участников СНГ. В российском законодательстве, однако, была предпринята попытка урегулирования новых общественных отношений, хотя непривычное наименование «токен» и не было введено в категориальный нормативный аппарат. Наименование «токен ценной бумаги» заменили на термин «цифровой финансовый актив» (далее — ЦФА), не известный в других правопорядках. Понятие ЦФА знакомо только российскому законодателю, которым в 2020 г. был принят федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ о ЦФА). В других государствах-участниках СНГ перевод финансовых инструментов в цифровую форму законодательно не урегулирован, а до недавнего времени в некоторых странах даже прямо запрещался. Так, в Республике Казахстан только в 2023 г. был отменен акт, запрещавший выпуск цифровых финансовых инструментов и удостоверение цифровыми активами финансовых инструментов.

Список литературы

1. Абрамян А.П. Токены-акции (STO) как следующая ступень развития ICO / А.П. Абрамян // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2020. № 2 (32). С. 105–109.
2. Иноземцев М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в ЕС в услови-ях цифровизации / М.И. Иноземцев // Юридический мир. 2020. № 11. С. 58–62.
3. Нагорных Д.Ю. Токены как финансовые инструменты: сущность и классифи-кация / Д.Ю. Нагорных // Финансовая экономика. 2021. № 11. С. 354–360.
4. Новоселова Л.А. «Токенизация» объектов гражданского права / Л.А. Новосе-лова // Хозяйство и право. 2017. № 12. С. 29–44.
5. Петров А.С. Правовой режим цифровых финансовых активов / А.С. Петров // Информационное право. 2021. № 2. С. 45–48.
6. Реуцкий С.Ю. Сравнительно-правовой анализ правового регулирования фи-нансовых активов, выраженных в цифровой форме в России и некоторых других странах Азиатско-Тихоокеанского региона / С.Ю. Реуцкий, И.В. Сарнаков // Сравнительное право-ведение в странах А
7. Усоский В.Н. Криптовалюты и токены краудэкономики Беларуси / В.Н. Усос-кий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 5 (224). С. 44–55.
8. Sarnakov I. Digital financial assets: segments and prospects of legal regulation in the BRICS countries / I. Sarnakov // BRICS law Journal. 2019. Vol. VI. Iss. 4. P. 95–113.

Остальные статьи