Дата публикации: 24.01.2024

Анализ процедур конфискации частной собственности в России и США

Аннотация

В последнее время в СМИ активно стал обсуждаться вопрос о «конфискации» имущества России, российских юридических и физических, а также аффилированных с ними лиц в США. В то же время в России подобные случаи в отношении американских контрагентов отсутствуют. У человека, обладающего развитым правосознанием, в таком случае возникает вопрос о правомерности таких действий со стороны властей США, о юридической стороне этого вопроса. Для ответа на него целесообразно изучить соответствующие нормативные правовые акты США, определить специфику этого явления по сравнению с российским правопорядком с целью наглядной дифференциации этой процедуры в двух разных по своей истории и правовой семье странах. В статье исследуется вопрос о конфискации собственности с позиции конституционного регулирования, сопоставляются подходы российского и американского законодателей касаемо оснований, процедуры и последствий конфискации имущества до и после активного использования механизма санкционного давления. Делается вывод о явном волюнтаризме законодателя США в сфере регулирования данного института по сравнению с Российской Федерацией.




Для начала необходимо изучить положения российского правопорядка по исследуемой теме по той причине, что в России вопрос о неправомерности конфискации каких-либо активов не возникал так часто, как в США, следовательно, можно предположить, что в данном случае правовое регулирование этого механизма является более устоявшимся. Чтобы исключить возможность неточного понимания положений указанного исследования, следует разобраться с терминологией.

Существует более общий термин, легальная дефиниция которого в российском праве отсутствует, однако её можно вывести путем толкования международных соглашений, заключаемых между РФ и другими странами. Так, экспроприация понимается как мера принудительного изъятия собственности. В западной правовой доктрине она выступает родовым понятием и делится по критерию масштаба на национализацию, т.е. более массовое явление и конфискацию - более точечное. В российском же праве ГК РФ де-факто выделяет критерий наличия встречного предоставления и дифференцирует виды экспроприации на безвозмездную (конфискация) и возмездную (реквизиция, национализация).

При возмездном изъятии имеет место эквивалентное возмещение стоимости имущества и в некоторых случаях убытков, где обязательным условием при реквизиции является наличие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; а при национализации – это в общем виде сформулированный «государственный интерес», например, экстренные меры по спасению экономики страны, обеспечению её безопасности и обороны. Указанный вид экспроприации напрямую регулируется Конституцией РФ во 2 предложении ч. 3 ст. 35 в части формулировки «предварительного и равноценного возмещения».

Список литературы

1. Гамзалов Д.А. Конфискация имущества по уголовному праву США / Д.А. Гамзалов // Государство и право. 2014. № 10. C. 62–72 .
2. Иванченко Р.Б. Конфискация имущества в США: эволюция нормативного регулирования / Р.Б. Иванченко, О.С. Иванченко, А.Н. Малышев // Вестник Воронежского института МВД России. 2022. № 1. С. 159-166.
3. Маркелова А.А. Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом / А.А. Маркелова, А.В. Карачун // Закон. 2021. № 11. С. 169–182.
4. Маркелова А.А. Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом / А.А. Маркелова, А.В. Карачун // Закон. 2021. № 12. С. 156–171.

Остальные статьи