Дата публикации: 24.01.2024

Органические уставы муниципальных образований в Аргентине: природа и место в системе правового регулирования

Аннотация

В статье исследуется природа органических уставов муниципальных образований в Аргентине. Выявлены требования к муниципальным образованиям, которые имеют право на принятие органических уставов, порядок принятия и особенности содержания таких уставов, рассмотрены соответствующие исторические аспекты. На основе анализа аргентинского законодательства, правоприменительной практики и доктринальных источников автор приходит к выводу о квазиконституционном характере органических уставов. По мнению автора, опыт Аргентины может быть полезен в части развития муниципального нормотворчества в России, повышения самостоятельности муниципальной власти и разрешения проблемы «шаблонного» характера уставов муниципальных образований.




Вопрос о подходах к правовому регулированию местного самоуправления, особенно в федеративных государствах, в юридической науке нередко является предметом дискуссий. Аргентина — федеративное государство, на систему организации публичной власти которого оказали влияние как романо-германская, так и англо-американская правовые системы.

С точки зрения рассматриваемой в настоящей статье проблематики интерес представляет наличие в законодательстве Аргентины возможности принятия муниципальными образованиями (которые, как правило, именуются муниципиями) органических уставов.

Органические уставы имеют ряд отличительных черт по сравнению с уставами муниципальных образований в Российской Федерации. Такие уставы рассматриваются как один из элементов муниципальной автономии, политическим и правовым инструментом, обеспечивающим реализацию муниципиями прав и обязанностей. В аргентинской доктрине такой подход именуется «саморегулированием».

Важнейшей характеристикой таких уставов является то, что они не только дополняют федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении, но и частично подменяют последнее. В законодательстве и правоприменительной практике отмечается, что органические уставы не должны противоречить национальной и провинциальной конституциям. В то же время принятие муниципальными образованиями органических уставов означает, что ординарное региональное законодательство о местном самоуправлении применяется в отношении них лишь субсидиарно, в части, не урегулированной уставами. Такие положения закреплены, например, в Органическом законе провинции Энтре-Риос (исп.: Entre Ríos) от 10 мая 2011 г. № 10.027 «О муниципиях провинции Энтре-Риос» и законодательстве других провинций; а Конституция провинции Сан-Хуан (исп.: San Juan) в ст. 241 закрепила, что содержательно органические уставы ограничены лишь нормами Конституции провинции.

Список литературы

1. Багмет А.М. Некоторые проблемы муниципального правотворчества / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 9. С. 44–46. DOI: 10.18572/1813-1247-2021-9-44-46.
2. Ларичев А.А. Специфика корпоративной модели местного самоуправления и дивергенция современных подходов к самоуправлению на местах в странах Содружества Наций / А.А. Ларичев // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 4. С. 86–97. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(4).8
3. Fidyka, L. Las Cartas Orgánicas Municipales en la República Argentina. Relevancia, componentes y desafíos / Fidyka, L. // Revista Argentina de Derecho Municipal. 2020. Mayo. № 5.

Остальные статьи