Органические уставы муниципальных образований в Аргентине: природа и место в системе правового регулирования
Аннотация
В статье исследуется природа органических уставов муниципальных образований в Аргентине. Выявлены требования к муниципальным образованиям, которые имеют право на принятие органических уставов, порядок принятия и особенности содержания таких уставов, рассмотрены соответствующие исторические аспекты. На основе анализа аргентинского законодательства, правоприменительной практики и доктринальных источников автор приходит к выводу о квазиконституционном характере органических уставов. По мнению автора, опыт Аргентины может быть полезен в части развития муниципального нормотворчества в России, повышения самостоятельности муниципальной власти и разрешения проблемы «шаблонного» характера уставов муниципальных образований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2024 |
Страницы | 61-63 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-1-61-63 |
Вопрос о подходах к правовому регулированию местного самоуправления, особенно в федеративных государствах, в юридической науке нередко является предметом дискуссий. Аргентина — федеративное государство, на систему организации публичной власти которого оказали влияние как романо-германская, так и англо-американская правовые системы.
С точки зрения рассматриваемой в настоящей статье проблематики интерес представляет наличие в законодательстве Аргентины возможности принятия муниципальными образованиями (которые, как правило, именуются муниципиями) органических уставов.
Органические уставы имеют ряд отличительных черт по сравнению с уставами муниципальных образований в Российской Федерации. Такие уставы рассматриваются как один из элементов муниципальной автономии, политическим и правовым инструментом, обеспечивающим реализацию муниципиями прав и обязанностей. В аргентинской доктрине такой подход именуется «саморегулированием».
Важнейшей характеристикой таких уставов является то, что они не только дополняют федеральное и региональное законодательство о местном самоуправлении, но и частично подменяют последнее. В законодательстве и правоприменительной практике отмечается, что органические уставы не должны противоречить национальной и провинциальной конституциям. В то же время принятие муниципальными образованиями органических уставов означает, что ординарное региональное законодательство о местном самоуправлении применяется в отношении них лишь субсидиарно, в части, не урегулированной уставами. Такие положения закреплены, например, в Органическом законе провинции Энтре-Риос (исп.: Entre Ríos) от 10 мая 2011 г. № 10.027 «О муниципиях провинции Энтре-Риос» и законодательстве других провинций; а Конституция провинции Сан-Хуан (исп.: San Juan) в ст. 241 закрепила, что содержательно органические уставы ограничены лишь нормами Конституции провинции.