Дата публикации: 24.01.2024

Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования

Аннотация

В статье раскрываются характеристики территориальных преференциальных режимов в правовом механизме взаимоувязанной реализации социально-экономической и пространственно-территориальной политики государства, обосновывается необходимость конституционного осмысления их правового регулирования, в том числе финансового, с позиции достижения не узкофискального, а общесоциального эффекта, сбалансирования частных и публичных интересов, включая повышение как эффективности осуществления на соответствующей территории публично значимых задач, так и уровня и качества жизни населения. Выявляются проблемы и дефекты действующего регулирования в этой сфере, носящие системный характер и свидетельствующие о дефиците стратегического и концептуального целеполагания. Предлагается с опорой на методологические подходы, сложившиеся в том числе в практике конституционного правосудия, авторское определение признаков и понятия территориальных преференциальных режимов.




Реализация важнейших национальных интересов, связанных с гарантированием суверенитета государства, обеспечением экономической безопасности страны и достойной жизни населения, требует принятия комплексных мер, в том числе концептуально-стратегического, регулятивного и правоприменительного характера, направленных на совершенствование и оптимизацию правовых основ ускоренного экономического и пространственно-территориального развития России на новой технологической основе.

Как неоднократно подчеркивалось на высшем программно-политическом уровне, ключевая задача сегодня — «не приспособиться к текущим условиям», а «вывести нашу экономику на новые рубежи», что предполагает ориентацию на развитие частной созидательной инициативы, проявляющей себя в общих интересах, а также усиление и повышение качества взаимодействия между государством, регионами и отечественным бизнесом. В этой связи особое, методологическое значение приобретает выработанная Конституционным Судом РФ позиция, в силу которой в России должны создаваться благоприятные условия для функционирования национальной экономической системы, приниматься меры, направленные на оптимизацию государственного регулирования экономических отношений, что требует стимулирования свободной рыночной экономики, а также надлежащих гарантий стабильности, предсказуемости, надежности гражданского оборота, эффективной защиты прав и законных интересов его участников. Изложенная позиция представляется тем более значимой в связи с необходимостью адаптации к новым геостратегическим реалиям системы финансового регулирования, в рамках которого объективные фискальные потребности, включая рационализацию бюджетных расходов, должны быть соотнесены с конституционными целями государственной экономической политики, необходимостью структурной трансформации экономики.

Список литературы

1. Авакьян С.А. О роли конституционного права в условиях новых задач и концептуальных решений для политического будущего России / С.А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия. 11. Право. 2023. Т. 64. № 1. С. 3–21.
2. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты и советском праве / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1989. 288 с.
3. Барбин В.В. Конституционно-правовые режимы в Российской Федерации / В.В. Барбин. Москва : Академия управления МВД, 2017. 195 с.
4. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права / А.М. Васильев. Москва : Юридическая литература, 1976. 264 с.
5. Ежукова О.А. Особенности организации публичной власти на отдельных территориях: опыт Российской Федерации / О.А. Ежукова, Н.С. Малютин // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 12. С. 13–23.
6. Клеандров М.И. Территории с особым правовым режимом хозяйствования в системе предпринимательского права / М.И. Клеандров // Предпринимательское право. 2019. № 4. С. 21–31.
7. Крусс В.И. Право на предпринимательскую деятельность – конституционное полномочие личности / В.И. Крусс ; ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва : Юристъ, 2003. 671 с.
8. Малько А.В. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования / А.В. Малько, А.П. Лиманская // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 6. С. 120–123.
9. Правовые режимы: актуальные общетеоретические и конституционно-правовые проблемы : коллективная монография / В.Н. Власенко, С.А. Денисов, Я. [и др.] ; ответственные редакторы В.Ю. Панченко, Н.А. Фролова. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 201
10. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевой аспекты : монография / М.И. Агабалаев, И.С. Барзилова, Г.С. Беляева [и др.] ; редакторы А.В. Малько, И.С. Барзилова. Москва : Юрлитинформ, 2012. 409 с.
11. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы / В.Б. Рушайло. Москва : Щит, 2000. 263 с.
12. Старостин С.А. Чрезвычайные административно-правовые режимы / С.А. Старостин. Москва : Проспект, 2022. 112 с.
13. Третьяков А.В. Правовые режимы: отечественная и альтернативная модели теории / А.В. Третьяков. Москва : Знание-М, 2020. 359 с.
14. Шабаева О.А. Поощрительные правовые режимы : монография / О.А. Шабаева. Иркутск : ИГУ, 2013. 158 с.
15. Шувалов И.И. Территории с особым режимом осуществления предпринимательской и иной деятельности: вопросы правового регулирования / И.И. Шувалов // Предпринимательское право. 2021. № 2. С. 3–8.

Остальные статьи