Понятие и признаки территориальных преференциальных режимов: конституционно-правовые аспекты институционализации и финансового регулирования
Аннотация
В статье раскрываются характеристики территориальных преференциальных режимов в правовом механизме взаимоувязанной реализации социально-экономической и пространственно-территориальной политики государства, обосновывается необходимость конституционного осмысления их правового регулирования, в том числе финансового, с позиции достижения не узкофискального, а общесоциального эффекта, сбалансирования частных и публичных интересов, включая повышение как эффективности осуществления на соответствующей территории публично значимых задач, так и уровня и качества жизни населения. Выявляются проблемы и дефекты действующего регулирования в этой сфере, носящие системный характер и свидетельствующие о дефиците стратегического и концептуального целеполагания. Предлагается с опорой на методологические подходы, сложившиеся в том числе в практике конституционного правосудия, авторское определение признаков и понятия территориальных преференциальных режимов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 01/2024 |
Страницы | 40-47 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2024-1-40-47 |
Реализация важнейших национальных интересов, связанных с гарантированием суверенитета государства, обеспечением экономической безопасности страны и достойной жизни населения, требует принятия комплексных мер, в том числе концептуально-стратегического, регулятивного и правоприменительного характера, направленных на совершенствование и оптимизацию правовых основ ускоренного экономического и пространственно-территориального развития России на новой технологической основе.
Как неоднократно подчеркивалось на высшем программно-политическом уровне, ключевая задача сегодня — «не приспособиться к текущим условиям», а «вывести нашу экономику на новые рубежи», что предполагает ориентацию на развитие частной созидательной инициативы, проявляющей себя в общих интересах, а также усиление и повышение качества взаимодействия между государством, регионами и отечественным бизнесом. В этой связи особое, методологическое значение приобретает выработанная Конституционным Судом РФ позиция, в силу которой в России должны создаваться благоприятные условия для функционирования национальной экономической системы, приниматься меры, направленные на оптимизацию государственного регулирования экономических отношений, что требует стимулирования свободной рыночной экономики, а также надлежащих гарантий стабильности, предсказуемости, надежности гражданского оборота, эффективной защиты прав и законных интересов его участников. Изложенная позиция представляется тем более значимой в связи с необходимостью адаптации к новым геостратегическим реалиям системы финансового регулирования, в рамках которого объективные фискальные потребности, включая рационализацию бюджетных расходов, должны быть соотнесены с конституционными целями государственной экономической политики, необходимостью структурной трансформации экономики.