Юрисдикция и киберпространство. К вопросу о толковании понятий в контексте теории права
Аннотация
В статье представлена авторская позиция, раскрывающая проблему юрисдикции в киберпространстве. Анализируется понятийный аппарат, в частности термин «киберпространство», приводятся различные точки зрения представителей научного сообщества о возможности и невозможности установления государственной юрисдикции в российском сегменте Интернета. Сделан вывод о технической базе, позволяющей в случае необходимости локализовать интернет-пространство, замкнув его в границах Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 01/2024 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2024-1-27-31 |
Дискуссия о содержании дефиниции «киберпространство» во временном периоде длится достаточно долго. В отличие от философов античного периода современные исследователи вкладывают в содержание понятия «киберпространство» элементы, отражающие результаты технологической революции, в частности связь с сетью «Интернет» и цифровыми инновациями.
Юрисдикция в киберпространстве — проблема, затрагивающая теоретическую и практическую плоскости, и от ее решения зависит, насколько точно можно будет определять возможности государства осуществлять различные виды деятельности, начиная от правоохранительной заканчивая правовоспитательной деятельностью. В этой связи попробуем сформулировать основу понятия «киберпространство» через юридическую составляющую, а затем уяснить, возможно ли установить государственную юрисдикцию в нем.
Киберпространство в понимании М.В. Мигулевой является инструментом, который используется разными социальными институтами с целью хранения и передачи традиций, социальных норм, ценностей, а с другой стороны, оно само выполняет функции социального института. Автор считает, что киберпространство тесно связано с культурой и оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, ценностей отдельного человека и целых социальных групп, распространение той или иной идеологии.