Добровольность участия в осуществлении общественного контроля в Российской Федерации как его принцип: конституционно-правовой анализ
Аннотация
Настоящая статья посвящена конституционно-правовому анализу принципа добровольности участия в осуществлении общественного контроля в Российской Федерации. Предметом анализа становятся соответствующие положения законодательства Российской Федерации, посвященные организации и осуществлению общественного контроля в России и практике их применения; применяются обще- и частнонаучные методы — анализа, синтеза, аналогии, формально-юридический, сравнительно-правовой, толкования правовых норм, социологический, историко-правовой и др. В статье обосновываются роль и место данного института гражданского общества в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Исследуются основные подходы в научной и учебной литературе относительно содержания понятия добровольности участия в осуществлении общественного контроля в России граждан страны, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. В работе формализованы и изучены основные проблемы, препятствующие оптимальной реализации указанного принципа общественного контроля при организации и проведении его мероприятий. В статье разработана и обоснована система мер по разрешению указанных проблем, в том числе путем внесения изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации и действующее законодательство об общественном контроле.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 01/2024 |
Страницы | 39-44 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-1-39-44 |
Конституция Российской Федерации закрепила правовой статус народа страны, его прав и свобод в качестве высшей ценности в государстве, а также основной цели организации и деятельности аппарата публичной власти. Однако система конституционных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране нуждается в системе юридических гарантий, посредством которых обеспечиваются их реализация, охрана и защита от любых противоправных посягательств как внутри страны, так и за ее пределами.
Важнейшее место в системе указанных гарантий занимает институт общественного контроля, посредством которого граждане России, общественные объединения, иные негосударственные некоммерческие организации могут принять участие в осуществлении контроля за деятельностью органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, которые были наделены федеральными законами правом осуществления отдельных публичных полномочий.
Данный институт гражданского общества появился в Российской Федерации сравнительно недавно (с принятием Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»), но в эпоху существования СССР ему предшествовал институт народного контроля власти, показавший, как мы уже отмечали в ранее проведенных исследованиях, свою эффективность.