Дата публикации: 17.01.2024

Гражданско-правовая регламентация соотношения коммерческого обозначения и других средств индивидуализации

Аннотация

Авторы, основываясь на положениях отечественного гражданского законодательства и с учетом содержания международных конвенций об охране промышленной собственности, проводят сравнительный анализ правового режима такого совсем недавно урегулированного средства индивидуализации, как коммерческое обозначение, с другими приравненными к результатам интеллектуальной деятельности объектами.




На нормативном уровне специальными положениями ст. 1541 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) устанавливаются предписания, регламентирующие соотношение коммерческого обозначения лишь с фирменным наименованием и товарным знаком. При этом регламентация соотношения с фирменным наименованием закрепляется еще и ст. 1476 ГК РФ, а в отношении товарных знаков существуют положения п. 8 ст. 1483 ГК РФ, где исключается государственная регистрация товарного знака, тождественного или сходного до степени смешения не только с фирменным наименованием или коммерческим обозначением, но и с наименованием селекционного достижения (включая их отдельные элементы), права на которые возникли до приоритета товарного знака и, подчеркиваем, в отношении однородных товаров.

Регламентируя правовой режим наименований мест происхождения товаров и географических указаний, законодатель не закрепил специальных предписаний, устанавливающих соотношение соответствующих индивидуализирующих средств ни с фирменным наименованием, ни с коммерческим обозначением. Имея в виду легальное закрепление на современном этапе указанных средств индивидуализации в качестве самостоятельных и не преследуя в рамках данной публикации цели осуществить их сопоставление, в дальнейшем будем именовать их обобщающим термином «географические обозначения».

Список литературы

1. Гришаев С.П. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий / С.П. Гришаев // СПС «КонсультантПлюс», 2022.
2. Еременко В.И. Фирменные наименования и коммерческие обозначения: мифы и реальность / В.И. Еременко // Законодательство и экономика. 2015. № 11. С. 7–15.
3. Кат З.Р. Исключительные права на коммерческое обозначение за рубежом / З.Р. Кат // Пробелы в российском законодательстве. 2013.
4. Маковский А.Л. «Американская история» / А.Л. Маковский // Вестник гражданского права. 2007. Т. 7. № 1. С. 165–196.

Остальные статьи