Диалектико-материалистическое понимание правовых ценностей в рамках социоаксиологического подхода к праву и дискурсивно-конвенциональной правовой теории
Аннотация
В работе провозглашается и защищается диалектико-материалистическое понимание категории «правовая ценность». Именно такой подход характерен для социоаксиологического подхода к праву, где право рассматривается как система ценностей и основанной на нем дискурсивно-конвенциональной теории права, где, в свою очередь, право предстает конвенциональным явлением, выработанным в процессе правового дискурса, которое есть дискурсивная форма классовой борьбы в условиях современного общества. В работе используются диалектический (диалектико-материалистический) метод, формально-логический и системный методы. Используется социоаксиологический подход к праву. Материалистическое понимание ценностей — важный фактор научной аксиологии, освобожденной от пут «идеологии». Исключается формально-юридический подход к определению правовых ценностей, где под правовыми понимаются ценности, выраженные в юридических текстах (преимущественно в источниках права), и произвольно-идеалистический подход к правовым ценностям. Диалектическое же понимание ценностей предполагает понимание правовых ценностей через два момента: формирование ценностей из противоречий в рамках правового дискурса и отношения (структуру) ценностей в праве (и эти два момента — своего рода состояния также выражают противоречие между динамикой и статикой).
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 01/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-1-2-8 |
1. ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика социоаксиологического подхода к праву и дискурсивно-конвенциональной правовой теории
Следует отметить, что одним из подходов к праву, одним из ракурсов его рассмотрения, выявляющих прежде всего его содержательные качества, является социоаксиологический подход. Он заключается в подходе к праву как к определенной системе ценностей. При этом ценности — не произвольный набор идеально сконструированных — «выдуманных» стандартов, а объективно сложившаяся система, производная от интересов и потребностей социальных акторов, важнейшими из которых выступают классы. В этом плане система правовых ценностей предстает как сформированная на основе реального баланса социальных сил в определенных материальных условиях система приоритетов и стандартов конвенционального плана, которая способна сформировать «замиренную среду», своего рода «общественный договор» — результат синтеза противоречивых интересов и потребностей — общесоциальный компромисс.
На основе рассмотрения права в таком ракурсе формируется дискурсивно-конвенциональная теория права. Она предполагает, что право, понимаемое как система конвенциональных — синтетических (собственно правовых) ценностей, формируется и трансформируется в конкретном обществе в процессе перманентного правового дискурса. Этот дискурс в современном обществе является своего рода дискурсивной формой классовой борьбы, в этом дискурсе слышны голоса многих социальных акторов, но громче всего звучат голоса наиболее важных акторов — социальных классов (в марксистском понимании категории «класс»).