Дата публикации: 17.01.2024

Социальная политика в отношении лиц пенсионного возраста в условиях пандемии: исследование отечественного и зарубежного опыта

Аннотация

Лица пенсионного возраста являются наиболее уязвимой категорией граждан, требующей поддержки от государства в период пандемии. В статье рассмотрены меры социальной поддержки, а также меры, принятые в различных государствах и направленные на снижение уровня заболеваемости и смертности среди населения (режим самоизоляции, переход на удаленную работу, масочный режим, рекомендации к посещению мест общего пользования в определенные часы). На основе анализа социальной политики и мероприятий, реализованных в указанных странах, предложены меры, направленные на повышение в России социальных гарантий в отношении лиц пенсионного возраста в период пандемии коронавируса.




Россия как социальное государство ввело ограничительные меры (соблюдение масочного режима, социальной дистанции, карантинных мер в виде удаленной работы, посещения мест общего пользования в рекомендованное время) в период распространения коронавирусной инфекции с целью снижения заболеваемости и смертности среди граждан, в том числе лиц пенсионного возраста, с марта 2020 г. Ограничительные меры были введены согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Как верно отмечает И.В. Малышева, России удалось отсрочить начало эпидемии, что позволило учесть опыт государств, которые оказались в самом сложном положении (Италия, США, Испания, Франция), а также по мере возможности продумать предупредительные меры и принять их своевременно. Гражданам рекомендовалось отказаться от посещения стран, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, а лицам старше 60 лет принять меры по самоизоляции на дому. Также в обязанность граждан вошла необходимость сообщать о посещении территорий, где зарегистрированы случаи коронавируса, о контактах с заболевшими, обращаться за медицинской помощью на дому без посещения медицинских организаций и соблюдать (в случае отсутствия госпитализации) постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому. Некоторые ученые отмечают, что в обязанности государства входит организация оказания гуманитарной помощи населению. Согласно опросу, проведенному в России, три основные меры, которые население ждет от государства в период пандемии: 1) финансовая поддержка граждан, потерявших ежемесячный доход; 2) контроль за ростом цен на товары первой необходимости, в том числе продукты и лекарства; 3) помощь пожилым и инвалидам.

Список литературы

1. COVID-19 и социальная политика в отношении граждан старшего поколения: обзор мер, принятых зарубежными странами с различным уровнем развития / О.В. Синявская, Е.А. Андреева, Е.С. Горват, Д.К. Карева // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и со
2. Акатнова М.И. Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 / М.И. Акатнова, А.Л. Благодир // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 5–9.
3. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. ВШЭ. 2020. № 1. Высшая школа экономики, 2020. 94 с.
4. Астафичев П.А. Проблемы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях пандемии COVID-19 / П.А. Астафичев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 1 (89). С. 42–53.
5. Василевич Г.А. Пандемия коронавируса как основание ограничения прав и свобод человека / Г.А. Василевич, И.Ю. Остапович, Е.Г. Калинина // Правоприменение. 2021. № 2. С. 62–76.
6. Воблая И.Н. Пандемия COVID-19 и права человека: меры реагирования государства и мирового сообщества / И.Н. Воблая, Н.А. Гаража // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. № 5. С. 6–13.
7. Григорьев И.В. Влияние распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на изменение законодательства о социальном обеспечении / И.В. Григорьев // Право и политика. 2020. № 7. С. 74–84.
8. Лунгу Е.В. Пандемия COVID-19. Новый вызов конституционным правоотношениям / Е.В. Лунгу // Правоприменение. 2020. Т. 4. № 3. С. 69–75.
9. Малышева И.В. Право в условиях коронавирусной пандемии: новые реалии и проблемы режима самоизоляции / И.В. Малышева // Российская юстиция. 2020. № 8. С. 54–56.
10. Манджиева С.В. Социальная защита инвалидов в период пандемии COVID-19: международно-правовой аспект / С.В. Манджиева // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. С. 33–37.
11. Тепляшин П.В. Исполнение лишения свободы в отношении пожилых осужденных: перспективы расширения реализации принципа дифференциации / П.В. Тепляшин, Е.А. Тепляшина // Вестник Кузбасского института. 2019. № 3. С. 87–96.
12. Чеповская А. Онлайн из крематория: как хоронят россиян во время коронавируса / А. Чеповская // Известия. 2020. 04 мая.
13. Юртаева Е. Политические свойства конституции и конституционные свойства государств // Сравнительная политика. 2019. № 10(3). С. 7–14.
14. Lorenz-Dant K. International examples of measures to support unpaid carers during the COVID-19 pandemic / K. Lorenz-Dant // Ltccovid.org. 2020. 17 June.
15. Marco B. Covid-19 and Labour Law in Italy / B. Marco // European Labour Law Journal. 2020. Vol. 11. Iss. 3. P. 306–313.
16. Petretto, D.R. Ageing and COVID-19: What is the Role for Elderly People? / D.R. Petretto, R. Pili // Geriatrics. 2020. № 5 (2). P. 25–29. DOI: 10.3390/geriatrics5020025.

Остальные статьи