Дата публикации: 17.01.2024

О системе органов местного самоуправления как неотъемлемой части единой системы публичной власти

Аннотация

В статье исследуется понятие «система» органов местного самоуправления исходя из конституционного и законодательного урегулирования. Предложен новый подход в классификации органов местного самоуправления, предполагающий их деление на две группы — «обязательные» и «факультативные» с последующим разделением. Даны авторские понятия системы органов местного самоуправления и системы органов публичной власти федеральной территории. Раскрыто содержание понятия «единство системы публичной власти» применительно к системе органов местного самоуправления. Кроме того, авторы еще раз подтвердили справедливость отнесения системы органов местного самоуправления к единой системе публичной власти в государстве.




В соответствии с ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации, включенной в ее текст в 2020 г., органы государственной власти и органы местного самоуправления образуют единую систему публичной власти. Одновременно, согласно ст. 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Такая коррекция конституционных норм де-факто отразила давно сложившиеся отношения между органами государственной власти обоих уровней и органами местного самоуправления и закрепила уже сформировавшиеся доктринальные и нормативно-правовые подходы к пониманию сущности местного самоуправления. Верховный Суд Российской Федерации еще в 2016 г. указал, что «местное самоуправление по своему конституционно-правовому статусу является обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизации населения и одновременно представляет собой неотъемлемую часть единого механизма управления делами государства (выделено нами. — авт.)». Это означает, что существование двух этих систем в рамках единой системы публичной власти не противоречит друг другу, поскольку их организация, функции и предназначение не тождественны, а деятельность органов обеих систем в их совокупности формирует единое и полное представление  о всей системе власти в государстве во всем своем субъектном многообразии и возникающих правоотношениях.

Несмотря на конституционное урегулирование места местного самоуправления в государственном механизме, до сих пор, как пишет С.С. Зенин, «одной из актуальных проблем развития института местного самоуправления в России является размытость базовой терминологии, имеющей опорное значение для понимания его предназначения среди других публичных институтов, для закрепления и осуществления органами местного самоуправления их функций»2 Одним из базовых понятий, характеризующих сферу местного самоуправления, является понятие «система» органов местного самоуправления (далее по тексту также — ОМС). Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления подразделяются на выборные органы и иные органы местного самоуправления, которые в совокупности образуют единую систему органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации не предусматривает существования такого вида органов, как «муниципальные органы», не являющиеся органами местного самоуправления. Кроме того, ни один нормативный акт не содержит определения понятия «муниципальный орган».

Список литературы

1. Зенин С.С. Система публичной власти в Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию в условиях конституционной реформы / С.С. Зенин // Lex russica (Русский закон). 2020. № 12. С. 42–53.
2. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции / В.Д. Зорькин // Российская газета. 2018. 09 октября.
3. Сергеев А.Л. Российская государственность и конституционно-правовое регулирование: соотношение понятий / А.Л. Сергеев // Lex russica (Русский закон). 2016. № 3. С. 135–146.

Остальные статьи