Институт местного самоуправления в теоретико-правовой науке: постановка проблемы исследования
Аннотация
Теоретико-правовое исследование института местного самоуправления позволяет выявить его сущностные характеристики, определить место в системе публичной власти, что является сложным процессом, на который оказывают влияние различные обстоятельства. Их выявление — задача науки по установлению истины и введению ее в научный оборот. Исследование местного самоуправления в контексте теоретико-правовой науки позволяет очертить круг его проблем и наметить перспективы развития, что в результате становится эффективным средством реализации его целей и задач, обеспечивающих динамику формирования народовластия. Установлено, что теоретический потенциал и практические результаты способствуют совершенствованию организации современной модели местного самоуправления, достижению консенсуса с государственными органами по предметам совместного ведения и реализации его потенциала в муниципальных образованиях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2024 |
Страницы | 32-35 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-1-32-35 |
В современной науке и публицистике институту местного самоуправления в системе публичной власти уделяется немало внимания, но недостаточно работ, в которых исследуется его сущность, цели и задачи посредством научных принципов и категорий. В отличие от публицистики, носящей произвольный характер и не ставящей своей целью обобщение полученных результатов, научные исследования влияют на существующие теории, концепции и т.д., аккумулирующие полученные знания, с тем чтобы руководствоваться ими при построении теоретических моделей, поиске методов и средств оптимизации института местного самоуправления. Наука не может заменить другие формы общественного сознания, в противном случае человеческое сообщество представлялось бы логически не проверенным социальным продуктом, а научные истины превратились бы в дилемму выбора между долгом и интересом.
Наличие законодательства о местном самоуправлении еще не гарантия заинтересованности в нем жителей муниципальных образований. Во многом она зависит от понимания обществом его природы, целей и задач, отличия от муниципальной власти и т.д. Право граждан на местное самоуправление является способом вовлечения их в публичную деятельность на местном уровне, где удовлетворяются основные жизненные потребности, формируется национальное самосознание, позволяющее сохранить целостность своего Я и осознать принадлежность к истории и культуре своего народа и государства. Субъектом права на участие в публичной власти является весь народ, но не каждый может быть избирателем в органы государственной власти, поэтому свои интересы жители муниципальных образований реализуют на уровне местного самоуправления. Конституционный принцип народовластия позволяет сбалансировать интересы всех слоев социума, а принцип демократизма — гарантировать гражданам участие в публичной власти, как на государственном, так и местном уровнях. А. де Токвиль писал, что «мы никогда не найдем по-настоящему сильного общества, не опирающегося на свободное волеизъявление людей. В мире не существует ничего иного, кроме патриотизма или религии, что могло бы заставить самых различных граждан в течение долгого времени стремиться к общей цели». В переломные периоды истории российского государства с местного уровня начиналось осознание обществом своей роли в решении общегосударственных вопросов и проблем.