Местное самоуправление в России: развитие законодательства и вопросы соотношения полномочий с государственными органами публичной власти
Аннотация
В представленном исследовании авторы посредством сопоставления различных подходов к институту «местного самоуправления» анализируют толкование понятия «публичная власть» и восьмой главы Основного Закона. Высказываются определенные прогнозы развития местного самоуправления в нашей стране.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2024 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-1-27-31 |
Местное самоуправление в Европе постепенно возникло в середине XVIII в. В нашей стране элементы местной власти отражались в XIX и в начале XX вв. в виде деятельности земств (земские собрания, земские управы). В советский период развития общества деятельность местной власти была заменена деятельностью советов на всех уровнях, в том числе на низовом. В настоящее время деятельность местной власти регламентирована на конституционном уровне.
Статья 12 Конституции Российской Федерации не содержит положений о включении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. При этом ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации установлено, что «местное самоуправление» является органом, который призван обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Из этой нормы можно выделить два ключевых момента: субъект — население, обладающее самостоятельностью, и объект — проблемы, вопросы, которые требуют решения. Неоднозначная правовая регламентация вызывает двоякое понимание природы местного самоуправления и его положения в системе государственной власти, что отражается на деятельности соответствующих органов.