Дата публикации: 17.01.2024

Некоторые вопросы совершенствования регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению конституционного правосудия

Аннотация

В статье анализируются особенности регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации с учетом включения новых поправок в Конституцию России. Автор обосновывает выводы и рекомендации, направленные на совершенствование способа формирования состава Конституционного Суда, обеспечения гарантий деятельности судьи, закрепления его юрисдикции и порядка осуществления конституционного судопроизводства. Также, исходя из вызываемых правовых последствий итоговых решений Конституционного Суда в сфере нормоконтроля, ставится вопрос о целесообразности корректировки механизма их исполнения, связанный с изменением содержащихся в них правовых позиций.




Новый подход в правовом регулировании функционирования Конституционного Суда РФ предполагает внесение конкретных изменений в состав и способ его формирования, принципы и гарантии деятельности судьи, закрепление компетенции и порядка осуществления конституционного судопроизводства, составляющих в целом элементы конституционно-правового статуса Конституционного Суда. Одной из таких важнейших конституционных новелл регламентации статуса Конституционного Суда РФ следует считать существенное сокращение его численности с 19 до 11 членов (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ), предусматривающее возможность рассмотрения дел при наличии 8 действующих судей в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о КС), исключающей возможность, в отличие от прежней редакции, осуществлять свою деятельность при наличии в его составе лишь не менее 3/4 от общего числа судей. Именно данный подход конституционного законодателя по уменьшению численности Конституционного Суда, исходя из предшествующего упразднения внутренней палатной структуры и передачи ему новых дополнительных полномочий, ведет к увеличению нагрузки судей, участвующих в разбирательстве дел в судебных заседаниях, сужению уровня представительности присутствующего необходимого кворума судей и фактически ставит под сомнение легитимность вынесенных им итоговых решений по конкретным делам.

Список литературы

1. Брежнев О.В. Конституционная реформа 2020 г. и развитие конституционного правосудия в России / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 7. С. 3–6.
2. Брежнев О.В. Процессуальные особенности осуществления Конституционным Судом новых полномочий, связанных с предварительным нормоконтролем / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 5. С. С. 34–38.
3. Велиева Д.С. Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: «кто будет сторожить сторожей» // Конституционное и муниципальное право / Д.С. Вешева, М.В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 4. С. 12–22.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное-конституционное право и процесс : учебное пособие / Н.В. Витрук. 4-е изд. Москва : Норма: Инфра-М, 2012. 592 с.
5. Джагарян А. Конституционное правосудие и гражданское общество в поисках диалога / А. Джагарян // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 4. С. 17–40.
6. Клеандров М.И. Конституционные изменения 2020 г. и механизм правосудия: плюсы и минусы / М.И. Клеандров // Государство и право. 2020. № 10. С. 7–23.
7. Кряжков В.А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации / В.А. Кряжков // Государство и право. 2020. № 9. С. 18–32.
8. Кряжкова О. Динамика численности конституционных судов: мировая практика и российский опыт / О. Кряжкова // Сравнительное конституционное обозрение. 2022. № 4. С. 37–68.

Остальные статьи