Некоторые вопросы совершенствования регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации по осуществлению конституционного правосудия
Аннотация
В статье анализируются особенности регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации с учетом включения новых поправок в Конституцию России. Автор обосновывает выводы и рекомендации, направленные на совершенствование способа формирования состава Конституционного Суда, обеспечения гарантий деятельности судьи, закрепления его юрисдикции и порядка осуществления конституционного судопроизводства. Также, исходя из вызываемых правовых последствий итоговых решений Конституционного Суда в сфере нормоконтроля, ставится вопрос о целесообразности корректировки механизма их исполнения, связанный с изменением содержащихся в них правовых позиций.
Ключевые слова
- нормоконтроль
- состав и статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
- дополнительные полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
- конституционное судопроизводство
- порядок принятия к рассмотрению обращений Конституционным Судом Российской Федерации
- исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2024 |
Страницы | 23-26 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-1-23-26 |
Новый подход в правовом регулировании функционирования Конституционного Суда РФ предполагает внесение конкретных изменений в состав и способ его формирования, принципы и гарантии деятельности судьи, закрепление компетенции и порядка осуществления конституционного судопроизводства, составляющих в целом элементы конституционно-правового статуса Конституционного Суда. Одной из таких важнейших конституционных новелл регламентации статуса Конституционного Суда РФ следует считать существенное сокращение его численности с 19 до 11 членов (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ), предусматривающее возможность рассмотрения дел при наличии 8 действующих судей в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — ФКЗ о КС), исключающей возможность, в отличие от прежней редакции, осуществлять свою деятельность при наличии в его составе лишь не менее 3/4 от общего числа судей. Именно данный подход конституционного законодателя по уменьшению численности Конституционного Суда, исходя из предшествующего упразднения внутренней палатной структуры и передачи ему новых дополнительных полномочий, ведет к увеличению нагрузки судей, участвующих в разбирательстве дел в судебных заседаниях, сужению уровня представительности присутствующего необходимого кворума судей и фактически ставит под сомнение легитимность вынесенных им итоговых решений по конкретным делам.