Особенности реализации права законодательной инициативы в случаях возврата законопроекта инициатору
Аннотация
В данной статье рассмотрены вопросы реализации права законодательной инициативы в случаях, когда законопроект может быть возвращен инициатору для устранения нарушений требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы. Проанализированы примеры спорного возврата законодательной инициативы на основании решения комитета Государственной Думы, роль Правового управления палаты в экспертной оценке внесенных законопроектов. Дана критическая оценка сложившейся практике и нормам Регламента Государственной Думы, предложены способы устранения возможных проблем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Государственная власть и местное самоуправление № 01/2024 |
Страницы | 10-12 |
DOI | 10.18572/1813-1247-2024-1-10-12 |
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусматривает, что при поступлении законопроекта профильный комитет в первоочередном порядке должен определить соответствие проектной редакции требованиям ст. 104 Конституции Российской Федерации, ч. 3 которой установлено, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. При этом в случае, если субъект права законодательной инициативы вносит проект федерального закона без приложения к нему заключения Правительства Российской Федерации, профильный комитет принимает решение с учетом мнения Правового управления Государственной Думы.
Рассмотренный профильным комитетом проект направляется в срок не позднее четырнадцати дней (в случаях, установленных ст. 107 Регламента Государственной Думы, допускается продление до тридцати дней) на рассмотрение Совета Государственной Думы. Стоит отметить, что законопроект на данном этапе может быть возвращен инициатору, если профильный комитет или Совет Государственной Думы посчитает, что автором не выполнены требования ст. 104 Конституции РФ.