Дата публикации: 17.01.2024

Система органов дознания Российской Федерации

Аннотация

Цель исследования — формирование авторского подхода к систематизации органов дознания, способствующего установлению приемлемых для использования правил подследственности, в том числе минимизации рисков дублирования одних и тех же процессуальных полномочий. Методология: при подготовке статьи использовались общенаучные методы (анализ, наблюдение, обобщение, сопоставление, описание) и специальные методы юридической науки. Выводы. Обоснована авторская позиция о том, что существующую в настоящее время систему органов дознания следует не привязывать к положениям ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а рассматривать как правовой феномен, вытекающий из смысла целого ряда других положений уголовно-процессуального закона и взаимосвязанных с ними иных законодательных и подзаконных актов. Одновременно выявлена практическая бесполезность ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в связи с чем внесено предложение об ее исключении из системы уголовно-процессуального регулирования. Научная и практическая значимость. Результаты исследования будут полезны научным и практическим работникам, преподавателям, аспирантам (адъюнктам), студентам.




Действующий уголовно-процессуальный закон Российской Федерации предусматривает достаточно широкий перечень органов дознания. К ним относятся различные государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные проводить ординарные и сокращенные дознания как полнообъемные формы предварительного расследования, а также рассматривать и разрешать сообщения о преступлениях, прелиминарно производить неотложные следственные действия и осуществлять некоторые иные досудебные полномочия полицейского характера. При этом, невзирая на единство и всеобщность уголовно-процессуальной формы, работа каждого органа дознания предполагает свои особенности, обусловленные функциональным предназначением и внутриорганизационным построением соответствующего федерального ведомства, характером и содержанием отнесенных к его компетенции уголовных дел и целым рядом других факторов.

Однако совокупность всех этих органов нельзя расценивать как хаотичную множественность различных субъектов правоприменительной практики. Продуктивность их деятельности, эффективность решения стоящих перед ними задач напрямую зависят от их надлежащей систематизации, позволяющей установить приемлемые для использования правила подследственности, в том числе с целью исключения, по крайней мере, минимизации рисков дублирования одних и тех же процессуальных полномочий.

Список литературы

1. Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / Д.М. Гвишиани ; под редакцией Ю.С. Попкова, В.Н. Садовского, А.А. Сеитова. Москва : Канон+, 2007. 524 с.
2. Гирько С.И. Субъекты производства дознания в уголовно-исполнительной системе / С.И. Гирько // Уголовное судопроизводство. 2019. № 2. С. 44–48.
3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под об-щей редакцией В.В. Мозякова. Москва : Экзамен, 2002. 864 с.
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / ответ-ственные редакторы Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. Москва : Юристъ, 2003. 822 с.
5. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел / О.В. Мичурина. Москва : Москов-ский университет МВД России, 2008. 376 с.
6. Николаева Т.Г. Правовое регулирование деятельности органов дознания: теоретиче-ские основы и правоприменительная практика : диссертация доктора юридических наук / Т.Г. Николаева. Санкт-Петербург, 2006. 446 с.
7. Россинский С.Б. Уголовно-процессуальная форма: сущность, проблемы, тенденции и перспективы развития / С.Б. Россинский // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т.15. № 9 (118). С. 67–79.
8. Садовский В.Н. Система / Садовский В.Н. // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Т. 3 / под редакцией М.С. Ковалева, Е.И. Лакирева, Л.В. Литвинова [и др.]. Москва : Мысль, 2010. С. 552–553.
9. Фадеев И.А. Органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осу-ществлению оперативно-разыскной деятельности, как органы дознания / И.А. Фадеев // Российский следователь. 2022. № 1. С. 72–75.
10. Шадрин В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предвари-тельного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2005. 180 с.

Остальные статьи