Система органов дознания Российской Федерации
Аннотация
Цель исследования — формирование авторского подхода к систематизации органов дознания, способствующего установлению приемлемых для использования правил подследственности, в том числе минимизации рисков дублирования одних и тех же процессуальных полномочий. Методология: при подготовке статьи использовались общенаучные методы (анализ, наблюдение, обобщение, сопоставление, описание) и специальные методы юридической науки. Выводы. Обоснована авторская позиция о том, что существующую в настоящее время систему органов дознания следует не привязывать к положениям ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а рассматривать как правовой феномен, вытекающий из смысла целого ряда других положений уголовно-процессуального закона и взаимосвязанных с ними иных законодательных и подзаконных актов. Одновременно выявлена практическая бесполезность ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в связи с чем внесено предложение об ее исключении из системы уголовно-процессуального регулирования. Научная и практическая значимость. Результаты исследования будут полезны научным и практическим работникам, преподавателям, аспирантам (адъюнктам), студентам.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 01/2024 |
Страницы | 39-43 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-1-39-43 |
Действующий уголовно-процессуальный закон Российской Федерации предусматривает достаточно широкий перечень органов дознания. К ним относятся различные государственные органы и отдельные должностные лица, уполномоченные проводить ординарные и сокращенные дознания как полнообъемные формы предварительного расследования, а также рассматривать и разрешать сообщения о преступлениях, прелиминарно производить неотложные следственные действия и осуществлять некоторые иные досудебные полномочия полицейского характера. При этом, невзирая на единство и всеобщность уголовно-процессуальной формы, работа каждого органа дознания предполагает свои особенности, обусловленные функциональным предназначением и внутриорганизационным построением соответствующего федерального ведомства, характером и содержанием отнесенных к его компетенции уголовных дел и целым рядом других факторов.
Однако совокупность всех этих органов нельзя расценивать как хаотичную множественность различных субъектов правоприменительной практики. Продуктивность их деятельности, эффективность решения стоящих перед ними задач напрямую зависят от их надлежащей систематизации, позволяющей установить приемлемые для использования правила подследственности, в том числе с целью исключения, по крайней мере, минимизации рисков дублирования одних и тех же процессуальных полномочий.