Международные конкурсы в форме игровых судебных процессов как метод обучения студентов-юристов: опыт Санкт-Петербургского университета
Аннотация
Цель. Показать значение и определить особенности подготовки студентов-юристов к международным конкурсам в форме игровых судебных процессов как эффективного метода обучения. Методология: эмпирические методы описания, сравнения, интерпретации и моделирования, теоретический метод формальной логики. Выводы. Широкое распространение игровых конкурсов в форме игровых судебных процессов в иностранных образовательных программах и опыт их включения в учебный план Санкт-Петербургского университета демонстрируют, что данный метод обучения является эффективным и сбалансированным инструментом для освоения студентами необходимых навыков и их успешного внедрения в будущую профессиональную деятельность. Расширение использования инструмента игровых процессов и включение их в учебные планы и рабочие программы учебных курсов позволят новому поколению юристов значительно улучшить результаты в академической и профессиональных карьерах. Следовательно, концептуализация игровых процессов и их формальное включение в образовательные программы позволят университетам повысить уровень подготовки студентов-юристов через развитие «мягких» и «твердых» навыков и интегрирование потребностей профессионального сообщества в образовательный процесс. Научная и практическая значимость. Статья может быть полезна в образовательной деятельности при подготовке научных кадров, в учебной работе со студентами юридических и педагогических вузов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 01/2024 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-1-21-25 |
Во всем мире конкурсы в форме игровых судебных процессов — муткорты — прочно вошли в систему юридического образования, которое сегодня уже сложно представить без них. Успешное участие в престижных международных конкурсах свидетельствует о высоком качестве подготовки студентов-юристов и способствует продвижению в академической и профессиональной сферах.
Муткорты представляют собой имитацию судебного разбирательства и проводятся как соревнование между студентами одного университета, нескольких или множества юридических школ в рамках одной страны или на международном уровне. Они дают студентам возможность не только оттачивать ключевые для юристов навыки — работа с большим массивом правовой информации в сжатые сроки, составление юридических документов, структурирование аргументов, изложение позиции устно, но также позволяют проникнуться ценностью принципа дружественного разрешения споров, увидеть возможные различия во взглядах на один и тот же предмет спора или набор фактов, научиться слушать и слышать оппонентов и судей, корректно доносить и адаптировать свою правовую позицию для защиты интересов потенциального клиента.