Следите за руками. К вопросу об эксперименте по изменению структуры уровней высшего образования
Аннотация
Цель. Проанализировать в дискуссионной форме проблему реформирования структуры российского высшего образования и разработки в связи с этим ФГОС ВО четвертого поколения. Методология: в процессе написания статьи использовались следующие методы: анализ, синтез, сопоставление, системный подход, формально-юридический. Выводы. Вопросов к реформе структуры уровней высшего образования немало, и они носят принципиальный характер, для поиска оптимальных ответов на эти вопросы требуется широкая публичная дискуссия. Это подтвердило бы факт, что государственно-общественный принцип управления российской системой образования, закрепленный законодательно, не декларация, а работающая реальность. И важно, чтобы эта дискуссия развернулась уже сейчас. С принципиальными параметрами концепции отечественной суверенной системы образования необходимо определиться не после, а на старте эксперимента, чтобы избежать ситуации «кота в мешке». И главный вопрос, требующий убедительного ответа: мы действительно формируем суверенную самодостаточную систему профессионального образования, ориентированную на интересы России? Или только имитируем движение в этом направлении, в реальности продолжая дрейф в русле зарубежных установок и надеясь вернуться в очередь на поклон западным «партнерам», которые сегодня приготовились распять Россию? Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание к проблеме реформирования российского высшего образования, к поиску модели подлинно суверенной, национально ориентированной системы образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 01/2024 |
Страницы | 17-20 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-1-17-20 |
В настоящее время в Российской Федерации реализуются параллельно две модели структурирования уровней высшего образования:
1. Двухуровневая структура (первый уровень — четырехлетний бакалавриат и второй уровень — двухлетняя магистратура), которая была «внедрена» Минобрнауки России административно-принудительными методами в результате включения Российской Федерации в Болонский процесс.
2. Моноподготовка на основе программ непрерывного обучения с получением высшего образования второго уровня (специалитет) — традиционная российская и советская модель.
Ко второй модели примыкает вариант, реализованный вузами, которые вынуждены были принять двухуровневую модель, но при этом осознавали недостаточность четырехлетнего срока обучения по программам бакалавриата для обеспечения качества образования. Эти вузы реализуют бакалавриат и магистратуру, но соединили их в шестилетние программы непрерывного обучения.
В 2022 г. в связи с известными событиями СВО Российскую Федерацию исключили из Болонского процесса. Минобрнауки России в этой ситуации декларировало курс на разработку новой отечественной модели структуры высшего образования.