Принципы защиты прав частного собственника в случаях применения к нему процедуры принудительного выкупа имущества для государственных и муниципальных нужд
Аннотация
В статье раскрывается содержание неприкосновенности права частной собственности как одного из основных начал гражданского законодательства. В качестве элементов содержания названного начала предложены принципы правового регулирования процедуры принудительного выкупа имущества для государственных нужд: принцип неизменности правового регулирования; принцип исключительности процедуры принудительного выкупа; принцип справедливости выплаты компенсации; принцип беспрепятственной судебной защиты.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 01/2024 |
Страницы | 31-47 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2024-1-31-47 |
Всеобщей Декларацией прав человека (п. 2 ст. 29) закреплено, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Отсюда принципиальное требование, что какое-либо ограничение прав и свобод граждан допустимо только в том случае и в той мере, в каком оно предусмотрено конституцией конкретного государства и соответствует нормам международного права.
Для права современной России дискуссионным является вопрос о необходимости расширения либо, наоборот, сужения сферы применения государственно-правового принуждения. С одной стороны, как показывает опыт последних лет, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, земельных и др.), охватываемых усиленным контролем со стороны государства, неизменно возрастает. В то же время одними из основополагающих целей реформирования гражданского законодательства являются стимулирование развития частного сектора в экономике и раскрепощение предпринимательской инициативы. В то же время одной из задач реформирования гражданского законодательства является устранение проблемы противоречия между интересами обеспечения свободы предпринимательской деятельности, с одной стороны, и социально значимыми нематериальными интересами общества, с другой стороны.