Дата публикации: 17.01.2024

Институциональные основы формирования уголовно-правовых запретов о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам уголовно-правовой охраны права на свободу совести и вероисповедания в целях оскорбления религиозных чувств верующих или воспрепятствования деятельности религиозных организаций, осуществлению богослужений или иных религиозных обрядов. Представлена авторская интерпретация институциональных основ формирования запретов о нарушении права на свободу совести и вероисповеданий.




Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку и гражданину свободу совести и свободу вероисповедания. Это право относится к основам правового статуса личности, который признается и охраняется государством. Уголовно-правовая охрана такого конституционного права обеспечивается посредством установления и реализации ответственности за нарушение права на свободу совести и вероисповедания в виде публичных действий в целях оскорбления религиозных чувств верующих или воспрепятствования деятельности религиозных организаций, осуществлению богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний, что указано в ст. 148 УК РФ. Подробно содержание данного права раскрыто в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Вместе с тем законодателем указаны не все, а лишь отдельные составляющие рассматриваемого права, которое может быть реализовано человеком индивидуально либо совместно с другими людьми. Примечательно, что одной из форм его реализации является отказ от исповедования какой-либо религии. Это указывает на недостаточную полноту охраны права на свободу совести и свободу вероисповедания с помощью ст. 148 УК РФ, поскольку в диспозиции говорится о нарушении интересов только одной части населения — верующих граждан. Такая «оговорка» проявляется и в том, что в статье не устанавливается ответственность за воспрепятствование всем формам реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, в числе которых — свободный выбор, изменение, обладание и распространение религиозных и иных убеждений, свободное осуществление действий в соответствии с убеждениями. Кроме этого, при формировании ч. 3 и 4 ст. 148 УК РФ не учтено положение п. 2 ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что в нашей стране религиозные объединения могут создаваться в форме не только религиозных организаций, но еще и религиозных групп.

Список литературы

1. Бимбинов А.А. Уголовная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий по законодательству России и Германии / А.А. Бимбинов, В.Н. Воронин // Lex russica (Русский закон). 2017. № 11. С. 111–122.
2. Коняхин В.П. Квалифицированные виды незаконного воспрепятствования деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний / В.П. Коняхин, П.В. Бахметьев // Российский следователь. 2017. № 20. С. 32–35.
3. Коняхин В.П. Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 3 статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и проблемы ее установления / В.П. Коняхин, П.В. Бахметьев // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2017. № 2 (36). С. 22–
4. Федотова Ю.Е. Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Ю.Е. Федотова. Екатеринбург, 2018. 29 с.

Остальные статьи