Дата публикации: 17.01.2024

Институт соучастия в преступлении: современные тенденции развития

Аннотация

В статье отмечается, что при внешней стабильности института соучастия в преступлении он существенно обновился в содержательном плане. Изменился баланс акцессорных и индивидуальных начал соучастия, произошло предметное сужение сферы применения института соучастия в преступлении (он практически перестал «работать» применительно к диверсии, преступлениям террористического и экстремистского характера), наблюдается определенный регресс в подходах к законодательному оформлению этого института.




1. Уголовно-правовой институт соучастия в преступлении, обособленный в главе 7 УК РФ и связанных с ней предписаниях, на первый взгляд кажется довольно стабильным, по крайней мере, на сравнительно небольшом историческом отрезке, исчисляемом с момента вступления в силу действующего кодифицированного уголовного закона. За время действия УК РФ в главу 7 «Соучастие в преступлении» внесено лишь одно точечное изменение — скорректировано определение преступного сообщества (преступной организации), изложенное в ч. 4 ст. 35 УК РФ.

Однако стабильность института соучастия в преступлении обманчива. За внешне неизменным законодательным «фасадом» произошла довольно серьезная «перепланировка» этого института, затрагивающая, в том числе, и его «несущие конструкции».

Список литературы

1. Ображиев К.В. Влияние результатов уголовно-правовой оценки действий (бездействия) исполнителя на квалификацию деяний иных соучастников преступления / К.В. Ображиев // Законность. 2016. № 8 (982). С. 29–34.
2. Ображиев К.В. Проблемы установления формы соучастия при квалификации групповых преступлений / К.В. Ображиев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 4 (60). С. 4–13.
3. Пудовочкин Ю.Е. Концепция соучастия: опыт теоретической разработки и нормативного закрепления / Ю.Е. Пудовочкин // Журнал российского права. 2018. № 8 (260). С. 102–112.

Остальные статьи